их значения неистощимы, и это
оставляет отпечаток на всем.
Более того, сикхская вера, появившаяся из учений не одного, а непрерывного ряда
великих Мастеров, раскрывает почти каждый важный аспект духовного поиска
человека. Если Будда подчеркивал необходимость непривязанности и умеренности,
Христос - любви, то сикхские учения преуспели в подчеркивании всех граней. Кроме
того, будучи сравнительно недавнего происхождения, записи о личной жизни десяти
великих Гуру сохранились, и мы много знаем об их путешествиях и действиях.
Ничего подобного неизвестно о Мастерах-душах, давших индуизму его Упанишады. Они
говорят, как отдаленные голоса, доходящие до нас из далекого мифического
прошлого.
Внутренний путь - это путь практический, и человеку нужна не только философия,
но и демонстрация чьей-то жизни, которая иллюстрирует ее. Читаем ли мы о
смирении Нанака, ходившего пешком с места на место, неся духовный факел, или о
Гобинд Сингхе, последнем из десяти Гуру, ездившем верхом с одного конца страны в
другой, организуя своих последователей в братство, которое смогло встретить силу
силой и успешно сопротивляться угрозе физического истребления фанатичным
императором Аурангзебом, мы понимаем снова и снова, что жизнь Бога - это
внутреннее совершенство, образ существования, самоосуществление, и она не должна
смешиваться с интеллектуальной философией или метафизическими загадками. Тот,
кто завоевал такую духовную свободу, не может быть затронут или запятнан внешним
действием, ибо Он сделал Волю Бога своей собственной и не делал ничего сам. И
поэтому, ведя своих воинов воевать с моголами, Гуру Гобинд Сингх все же мог
петь:
Сач Кахун, сун лейо сабхай
Джин прем кийо, тин хе Прабх пайо.
Истинно, истинно Я говорю вам,
Те, кто любил, нашли Бога.
Попытаться изложить мистическое послание великих сикхских Гуру означало бы
повторить большую часть того, что уже сказано в предыдущей главе. Ибо учения
Нанака и Кабира (его современника) представляют окончательное развитие
мистицизма внутреннего видения и слышания в Путь Сурат Шабд Йоги. Оба великих
Мастера, один был первым в линии сикхских Гуру, а второй - ткачом из Варанаси
(прежде Бенарес), были неутомимы в подчеркивании неэффективности внешнего
ритуала, интеллектуального умствования и йоговского аскетизма:
Сант мата кучх аур хаи Чхадо чатураи
Путь Мастеров отличен,
Оставь свои интеллектуальные тонкости.
Кабир
Невозможно понять Его размышлением,
Даже если размышлять веками.
Невозможно достичь внутреннего покоя внешним молчанием,
Даже если сидеть немым веками.
Невозможно ни купить удовлетворенность
за все богатства мира,
Ни достичь Его всей изобретательностью разума.
Нанак
Оба святых порицали кастовые различия и одинаково подчеркивали единство всей
жизни, единство духа, который поддерживает все, они неоднократно заявляли, что
высший и самый достижимый метод единения с Богом пролегает через путь НААМ, или
ШАБД. В самом деле, никакие священные писания не настаивают так на
всепроникающей способности Слова, как писания сикхов или Кабира, подборка
которых, как уже упоминалось, была включена Гуру Арджан Дэвом в Шри Ади Грантх.
Внутренний свет, АНТАР ДЖОТ, и внутренняя музыка, ПАНЧ ШАБД или Слово из пяти
мелодий, музыка которого беспредельна (АНХАД БАНИ), являются повторяющейся темой
почти во всех произведениях, содержащихся в Грантх Сахиб.
ДЖАП ДЖИ Гуру Нанака, которое фигурирует как пролог к Грант Сахиб, может
послужить иллюстрацией духовных богатств, содержащихся в сикхских священных
писаниях. Это чудесное лирическое произведение, замечательное своей поэтической
красотой и даже больше - Божественными высотами, которых оно достигает. Оно
открывается рассуждением о природе Абсолютной Реальности как отличной от
феноменальной:
Есть Одна Реальность, Непроявленный Проявившийся;
Всегда существующий, Он есть Наам (Сознательный Дух);
Создатель, проникающий во все;
Без страха, без враждебности;
Вневременной, Нерожденный и Самосущий,
Совершенный в Себе.
Пролог
Эта Реальность находится за пределами человеческого рассудка и понимания:
Невозможно понять Его рассудком,
Даже если рассуждать веками.
Станса 1
И все же Его можно достичь, и путь, ведущий к Нему - единственный:
Есть Путь, о Нанак: сделать Его Волю нашей собственной,
Его Волю, которая уже выполняется в нашем существовании.
Станса 1
Это нечто, что находится не вне нас, а внутри; это часть нашего существа, сама
наша сущность, и все, что нужно - это настроиться на Него,