никакого смысла. Вступая в
контакт с последователями других религиозных традиций, нам не надо с
ними спорить. Вместо этого мы должны советовать им следовать
собственным убеждениям с максимальной искренностью и преданностью.
Если они будут поступать таким образом, то, конечно же, извлекут из
этого определенную пользу. На этот счет не может быть никаких
сомнений. Уже в самом ближайшем будущем они станут счастливее, получат
большее удовлетворение от жизни. Вы согласны?
Когда возникает подобная ситуация, я поступаю именно так. Таково
мое убеждение. Встречаясь с последователями других религиозных
традиций, я всегда хвалю их: того, что они следуют моральным нормам,
присутствующим в любой духовной традиции, вполне достаточно. Как я уже
говорил ранее, достаточно того, что они стараются стать лучше. Это уже
само по себе очень хорошо и достойно похвалы.
Собеседник: Но только лишь Будда может быть абсолютным источником
прибежища?
Его Святейшество: Видите ли, в данном случае необходимо выяснить,
что подразумевается под освобождением, или спасением.
Освобождение, при котором ум, осознающий сферу реальности, уничтожает
все загрязнения, присутствующие в сфере реальности, - это состояние,
которого могут достичь только буддисты. Такой вид мокши или нирваны
объясняется только в Священном Писании буддизма и достигается только
через буддийскую практику. Однако, согласно некоторым религиозным
традициям, спасение приводит нас в прекрасное место, рай, подобный
тихой долине. Для достижения такого состояния, обретения данного
состояния мокши, не требуется практики пустоты или осознания природы
реальности. Внутри самой буддийской традиции мы верим в то, что через
накопление заслуг человек может достичь перерождения в раю - например,
в раю Тушита.
Собеседник: Таким образом, если человек является последователем
Веданты и достигает состояния сатчитананды (бытие сознание
блаженство), то это нельзя рассматривать как окончательное
освобождение?
Его Святейшество: Это опять же зависит от того, как толковать
слова окончательное освобождение. Состояние мокши, описанное в
буддийской традиции, достигается только через практику пустоты. Этот
вид нирваны или освобождения, как я уже сказал выше, не может быть
достигнут даже сватантриками-мадхъямиками, читтаматрами, саутринтиками
и вайбхъяшиками. Последователи этих школ, несмотря на то что они
являются буддистами, не понимают истинную суть теории пустоты. Из-за
своей неспособности постичь пустоту, или реальность они не могут
достичь описанного мною выше вида освобождения.
Вопрос: Не могли бы Вы объяснить, каким образом через тантрическую
медитацию можно достичь просветления быстрее, чем через практику
випашьяны, то есть медитации внутреннего проникновения в суть?
Его Святейшество: В тантрической медитации, особенно в практике
Махануттарайога-тантры, человек, постигая пустоту, конечную истину,
контролирует работу мысли посредством определенных техник. В Сутраяне,
нетантрической форме Махаяны, нет упоминания об этих уникальных
техниках контролирования мыслей особым образом. Там мы не найдем
упоминания о техниках, связанных с контролем дыхания, а также о
медитациях, использующих внутренние каналы, чакры и другие
составляющие тонкого тела. Сутраяна дает лишь описание способов
анализа объекта, то есть учит, как достичь внутреннего проникновения в
природу объекта через рассуждение и тому подобные методы.
Махануттарайога-тантра в дополнение к этому учит определенным
техникам, в которых используются, внутренние каналы, тонкие ветры и
тому подобные тонкие составляющие тела, с тем чтобы достичь более
эффективного контроля над собственными мыслями. Эти методики помогают
человеку быстрее обрести контроль над своим пребывающим и смятении
умом и более эффективно достичь тонкого и в то же время обладающего
мощью уровня сознания. В этом заключается основа данной системы.
Мудрость осознания пустоты, при которой достигается внутреннее
проникновение в природу реальности, бывает различных видов - в
зависимости от уровня тонкости сознания, воспринимающего пустоту. В
целом,