Чем отличаются друг от друга представления о пустоте в
различных школах тибетского буддизма?
Его Святейшестео: Как вы знаете, традиция тибетского буддизма
включает в себя учения Хинаяны, обычной Махаяны, или Сутраяны, а также
особой Maxаяны, или тайное учение Тантры. Таким образом, тибетская
традиция представляет собой буддизм во всей его целостности. Далее, с
исторической точки зрения, тибетский буддизм делится на старую школу
(rNying ma) и новые школы (gSar ma) К последним обычно относят
традиции Kaргъю, Сакья и Кадам. Сакья и Кадам позднее развились в
традицию Гелуг. Так что в целом обычно выделяются четыре школы -
старая школа и три новые Школы, хотя, конечно, внутри этого деления
существуют и другие школы.
Все четыре основные секты сочетают в своих учениях доктрины
Сутраяны и Мантраяны. Что касается Мантраяны, то особое внимание
уделяется тантрам Ануттарайоги, которые опять же преподносятся в
сочетании с обычными махаянскими доктринами Сутраяны. В тибетском
языке существует много слов для обозначения пустоты (stong ра nyid).
Так, например, в нем есть понятие нэ-луг (gnas lugs, букв. - образ
существования вещей), а также понятие дай ко на ньи (de kho nа
nyid, букв. - таковость, или реальность). Согласно Сутраяне, эти
понятия в основном характеризуют пустоту как объект. Однако, в системе
тантры Ануттарайоги понятие нэ-луг используется главным образом для
описания субъективного восприятия, переживания опыта пустоты, то есть
для обозначения того особого вида сознания, которое в рамках
тантрической системы постигает реальность, то есть ясный свет. В
действительности словосочетание ясный свет может быть использовано
для описания как объекта, так и субъекта восприятия. В первом случае
ясный свет - это объективно существующая пустота. Во втором - это
сознание, имеющее пустоту, точнее ясный свет, объектом своего
восприятия. Однако словосочетание ясный свет может быть использовано
для обозначения обоих аспектов. Оно соответствует слову пустота и
словосочетанию образ существования вещей в традиции Сутраяны.
Если же говорить о реальной практике, то исчезновение
двойственности проявлений приводит к, тому, что человек, погруженный в
созерцание ясного света, не способен отличить то, что существует
объективно, от воспринимающего этот опыт сознания. Они сливаются в
единое целое, подобно тому, как вода смешалась бы с водой. Конечно,
строго говоря, объект и субъект по-прежнему отделены друг от друга, но
при переживании опыта ясного света эта двойственность исчезает.
В ньингмапинской практике Дзогчена (Великого Совершенства) есть
понятия тегчо и тогель. Под тегчо понимается практика созерцания
абсолютной реальности. Это метод достижения дхармакайи, в то время как
тогель - метод достижения рупакайи. Как мы видим, описанная выше
практика ясного света может быть соотнесена с практикой тегчо в
ньингмапинской традиции Дзогчен. Кроме того, в Дзогчене присутствуют
еще две концепции - природы (ngo bo), kadag (абсолютная чистота) и
сути (rang bzhin, букв. - рожденное-из-себя), lhundub
(спонтанность). Понятие kadag описывает пустоту, в то время как
lhundub имеет отношение к субъективной стороне восприятия ясного
света. Это является основой как сансары, так и состояния будды.
Если продолжить разговор на эту тему, то в традиции Каргью имеется
понятие Chagya chenpo (Великая печать). В школе Сакья говорится о
Khodre Yermey (нераздельность сансары и нирваны) и Seltong Zungjug
(единство ясности и пустоты), что также имеет отношение к теме нашей
беседы. В традиции Гелуг мы используем термины Deytong Yermey
(нераздельность блаженства и пустоты), а также Lhenkyey Kyi Detong
Yermey (нераздельность спонтанного блаженства и пустоты), что является
особым видом Deytong Yermey. Эти понятия аналогичны упомянутым выше.
Таким образом, здесь все четыре школы тибетского буддизма проявляют
единодушие. Однако существует еще одна школа буддийской мысли, которая
носит название Жентонг (пустотность всего остального). Она,
по-видимому, расходится в своем толковании пустоты с другими школами.
Тем не менее, по словам Къенце Ринпочэ, последователи школы