В этом заключается главный метод очищения от пагубных
действий.
В прошлом я говорил о том, что вовсе необязательно с самого начала
считать кого-то своим гуру лишь потому, что вы услышали от этого
человека толкование учения Будды. Лучше избегать такого подхода.
Сперва нужно относиться к нему просто как к единомышленнику, товарищу
во Дхарме. В течение какого-то промежутка времени вы просто будете
получать от него учение. А затем у вас может возникнуть ощущение, что
вы уже хорошо знаете этого человека и что его можно признать своим
гуру, не опасаясь нарушить обязательства, сопутствующие такого рода
отношениям. Когда в вас разовьется подобная уверенность, то можете
смело признавать этого человека своим гуру. Сам Господь Будда очень
ясно и подробно изложил в Сутрах Винайи, в священных текстах традиции
Махаяны и даже в учении Тантраяны те качества, которыми должен
обладать учитель. Именно поэтому я часто критикую тибетский подход к
гуру: тибетцы считают, что все, что делает учитель, хорошо, независимо
от того, как он себя показал на первом этапе общения. Конечно, если
гуру действительно обладает всеми необходимыми достоинствами и должной
подготовкой, то такой подход вполне оправдан.
Возьмем, к примеру, отношения Наропы и Марпы. Может создаться
впечатление, что некоторые требования, которые Тилопа предъявлял
Наропе, а Наропа, в свою очередь, Марпе, неразумны. Однако в этих
требованиях заключался глубинный смысл. Поскольку Наропа и Марпа
обладали великой верой в своих учителей, то они во всем следовали их
указаниям. Таким образом, их поступки также могут производить
впечатление неразумных. Но поскольку их учителя обладали необходимым
знанием, действия Наропы и Марпы имели некий смысл. В подобной
ситуации необходимо, чтобы ученик с уважением относился ко всем
поступкам и высказываниям своего учителя. Однако это неприменимо к тем
отношениями которые существуют в среде обычных людей. В более общем
плане, как мне кажется, Будда дал нам полную свободу выбора: мы имеем
право хорошо присмотреться к тому человеку, которого собираемся
признать своим гуру. Это очень важно. До тех пор пока здесь не
достигнута определенность, не следует признавать кого-то своим гуру.
Предварительная оценка - это в некотором смысле необходимая мера
предосторожности.
Вопрос: Не могли бы Вы рассказать о трех видах страдания? Его
Святейшество: Первый тип страдания можно соотнести с головной
болью или с состоянием после гриппа: неприятный зуд в носоглотке,
слезящиеся глаза и тому подобные ощущения. Вкратце, сюда относятся все
виды грубых физических и умственных страданий. Как раз именно это мы
в обиходе и рассматриваем как страдание. Это первая категория.
Вторая категория страдания заключается вот в чем. Когда мы,
испытывая чувство голода, набрасываемся на еду, то в течение какого-то
промежутка времени ощущаем счастье. Мы съедаем один кусок, другой,
третий, четвертый... Но в конечном итоге, несмотря на то что мы сами
остались теми же, пища осталась той же, и прошло совсем немного
времени, у нас пропадает аппетит. Наш организм начинает отвергать
пищу. Именно это понимается под страданием перемены. Практически все
земные удовольствия и радости относятся ко второй категории. По
сравнению с другими видами, эти более утонченные формы страдания
поначалу кажутся нам приятными, они как будто способны подарить нам
некоторое ощущение счастья, однако чем лучше мы их, узнаем. чем глубже
в них погружаемся, тем больше они приносят нам страданий и доставляют
беспокойства. Это вторая категория. Что касается третьего вида
страдания, то я думаю будет правомерно утверждать, что оно заключается
в нашем собственном человеческом теле. Грубо говоря, именно так его и
можно определить: человеческое тело. Наша телесная оболочка является
порождением клеш, или загрязняющих эмоций. Она изначально создается
этими загрязняющими эмоциями. И поскольку тело возникает под действием
таких причин, то сама его природа является природой страдания. Оно
зарождается для того, чтобы служить основой для страдания. Это третья
категория.
Даже животные обладают желанием