Далай-лама

Интервью в Бодхгайе

Махаяны. Следует

воздержаться от употребления в пишу продуктов животного происхождения.

Вопрос: Нужно ли для того, чтобы постичь истину, прозвучавшую в

словах Будды, удаляться в ретрит, или этого можно достичь, живя в

человеческом сообществе и выполняя работу, связанную с оказанием

помощи другим существам?

Его Святейшество: В делом, если возможно совместить и то и другое,

то это лучше всего. Я думаю, что это самый практичный путь. Большую

часть года мы проводим среди других людей, поэтому нам следует вести

добродетельный образ жизни. Мы должны жить правильно, оставаясь

честными и искренними. Но уйти на две недели или на два-три месяца в

ретрит, забыть о мирской суете и полностью сконцентрироваться на своей

практике тоже полезно. Я думаю, что это лучший путь. Если, однако,

кто-то ощущает особое призвание к жизни отшельника, если кто-то

обладает талантом жить и заниматься практикой в полной изоляции от

человеческого общества и способен сделать особое усилие для достижения

хороших результатов, то это, конечно, уже совсем другое дело. В таком

случае, возможно, имеет смысл уединиться и посвятить себя полностью

практике. Однако такие люди являются редким исключением: быть может,

один-два человека на миллион.

Вопрос: Является ли основополагающее, базовое сознание постоянным

и независимым от других факторов? Может ли вообще что-то быть

постоянным и независимым?

Его Святейшество: Сознание - вечно. Его континуум не имеет конца.

Однако это не значит, что оно постоянно. Под постоянством понимается

факт неизменности. Если что-то постоянно, то это значит, что оно не

меняется от мгновения к мгновению. А сознание, разумеется, меняется. В

этом отношении оно непостоянно. Тем не менее сознание вечно. Его

континуум, его поток никогда не прервется.

Вопрос: Возможно ли при медитации на сознание проникнуть глубже,

уйти на более глубокий уровень, чем простое наблюдение, констатация

факта наличия этого сознания?

Ответ: В целом необходимо постичь условность природы сознания.

Путем сосредоточения на уме можно понять его природу. Когда это уже

постигнуто, когда здесь достигнута ясность, то можно приступить к

сосредоточению на абсолютной природе, изначальной природе ума.

Вопрос: Надежен ли Защитник Дордже Шугден? Ответ: Надежен ли

Гьячен (Дордже Шугден) или нет, для нас скрыто.

Это не относится к разряду тех вещей, которые легко узнать. Однако

создается впечатление, что он не пригоден к роли защитника. Поэтому

гораздо лучше про него забыть.

Видите ли, мы, буддисты, не нуждаемся ни в каких других

защитниках, кроме Будды, Дхармы и Сангхи. Они являются нашими

подлинными защитниками. Для того, чтобы иметь дело с так называемыми

гневными защитниками, мы сами должны достичь определенного уровня

внутреннего развития. Когда человек достигает некоторых результатов

или стабильности в своей йогической практике, особенно в йоге божеств,

и развивает в себе гордость этого божества, то он обретает способность

использовать различных защитников и божеств. Вот это правильный путь.

Но на настоящий момент вопросы о защитниках не принесут большой

пользы.

Глава 5

(Интервью, 1985 год)

Вопрос: Как следует выполнять практику почитания гуру и как

производить очищение от неблагих действий, накопленных по отношению к

своему гуру?

Его Святейшество: Наиболее распространенный метод практики

почитания гуру заключается в следующем: вы мысленно представляете гуру

и читаете его именную мантру (mtshan snags) или стослоговую мантру

(yig brgya). Для очищения от неблагих поступков, накопленных по

отношению к своему гуру, очень полезно делать простирания, сопровождая

это чтением Сутры Признания Тридцати Пяти Буддам. Это очень короткая

сутра, и она переведена на английский язык. Это один из

распространенных видов практики. Кроме того, можно выполнять практику

Дамциг Дордже. В данном случае мантра звучит так: ОМ А ПРАДЖНЯДХРИКА

А ХУМ. В любом случае чтение таких мантр очень благотворно и полезно.

Однако я думаю, что самое главное - это искренняя практика основных

учений Дхармы.