Далай-лама

Интервью в Бодхгайе

объектом устремления мысли является тело

божества, а его аспектом - пустота. Следовательно, мы медитируем на

тело божества в его пустотности как на нечто такое, что обладает

аспектом или качеством пустоты.

А теперь, в чем заключается разница между этими двумя видами

медитация - той, при которой осознается пустотность побега растения, и

визуализации, при которой постигается пустотность тела божества? В

первом случае объект, то есть побег растения, это нечто такое, чье

существование находится в зависимости от определенных действий и

причин. Этот предмет обладает внешней природой. Но, во втором случае

тело божества - это лишь порождение работы мысли йогина. Побег

растения - фактически существующая вещь. Божество - визуализируемый

образ. В этом и заключается между ними разница. Однако аспект,

созерцаемое качество обоих этих предметов, остается одним и тем же -

это пустота, отсутствие истинного бытия. Но поскольку предметы

медитации - побег растения в одном случае и божество в другом -

отличаются друг от друга, то и установлению факта их пустотности

присуща разная степень трудности. Например, осознание пустотности

человека и осознание пустотности его субстанциональных составляющих

также отличаются по степени трудности: первое дается гораздо легче.

В процессе медитации на побег растения и по мере приближения к

осознанию его пустотности мысленный образ этого побега начинает

тускнеть, становится менее отчетливым. И когда, в конечном итоге

осознание пустотности, несамообусловленностн существования побега

растения происходит, мысленный образ этого побега исчезает

окончательно. В тантре, однако, прикладывается особое усилие для того,

чтобы объект устремления мысли (то есть тело божества) не исчезал в

момент осознания аспекта пустотности. Таким образом, когда в

тантрийской традиции происходит осознание отсутствия истинного бытия

или отсутствия самообусловленного, собственного существования тела

божества, то его образ никуда не исчезает, он остается на месте.

Короче говоря, речь идет о том, что в тантрической медитации делается

особое усилие для того, чтобы сохранить не только осознание, или

понимание пустотности тела божества, но и его мысленный образ. В

случае с побегом растения, то есть в нетантрической медитации, такого

усилия с целью сохранения мысленного образа не делается. Более того, в

этом нет никакой необходимости. Однако на то, чтобы сохранять

мысленный образ тела божества в момент установления его пустотности,

есть своя причина.

В целом, существует два вида накопления - накопление заслуги и

накопление мудрости. Для того чтобы достичь всезнания, необходимо

обрести рупакайю, то есть тело формы, и дхармакайю - тело истины. С

этой целью необходимо завершить накопление как заслуги, так и мудрости

(в указанном порядке). Далее, когда в Колеснице Сутр мы выбираем в

качестве объекта почитания тело Будды или положение, занимаемое им в

духовной иерархии, и делаем перед ним простирания, то накапливаем

заслугу. Когда тело Будды выступает в качестве объекта, перед которым

мы делаем простирания, в этот момент оно может показаться нам

иллюзией. Однако мы не можем установить в его отношении отсутствие

истинного бытия, так как в этом случае исчез бы образ статуи Будды.

Таким образом, в системе сутры невозможно воспринимать отсутствие

истинного бытия объекта и в то же время накапливать в его отношении

заслугу. В системе сутры накопление заслуги и мудрости - это два

совершенно разных действия. которые должны производится отдельно одно

от другого. В данные процессы вовлечены два вида ума. Однако в тантре

оба действия совершаются одновременно, здесь имеет место единство ума.

Выбирая тело божества в качестве объекта устремления мысли, мы

накапливаем заслугу. В то же время, осознавая аспект или качество

пустотности этого тела, отсутствия в нем истинного бытия, мы

накапливаем мудрость. Оба результата достигаются одновременно.

Кроме того, существует еще одно дополнительное отличие. Статуя

Будды в первом случае является внешним, фактически существующим

предметом, в то время как тело божества а тантрической традиции - это