природы Будды это сознание обретет просветленную
природу всезнания. При этом оно сохранит свою индивидуальность.
Например, сознание Будды Шакьямуни и сознание Будды Кашьяпы - это две
обособленные друг от друга единицы. Сознание не утрачивает своей
индивидуальности после обретения природы Будды. Однако, сознанию всех
будд присущи одни и те же определенные качества - в этом отношении они
подобны друг другу. Их умы, обладая одними и теми же качествами,
сохраняют, тем не менее, свою индивидуальность.
Вопрос: Что Ваше Святейшество думает о всеобщем ядерном
разоружении?
Его Святейшество: Видите ли, достижение мира во всем мире через
обретение покоя ума - это абсолютная необходимость. Это конечная цель.
Но что касается конкретного метода, то здесь необходимо учитывать
различные факторы. При определенном стечении обстоятельств может
оказаться полезным один подход, в других условиях - другой. Это очень
сложный вопрос, который заставляет нас изучать конкретную ситуацию,
сложившуюся в определенный промежуток времени. Мы должны учитывать
мотивацию другой стороны и другие факторы. Именно поэтому этот вопрос
очень сложен.
Но мы должны всегда помнить о том, что каждый из нас стремится к
счастью. Война в свою очередь приносит одни страдания. Это предельно
ясно. Даже, если нам удалось одержать в ней победу, то эта победа была
одержана ценой жизни многих людей. Это означает страдание этих людей.
Таким образом, мир очень важен. Но как нам прийти к миру? Разве этого
можно достичь через ненависть, яростное соперничество, гнев? Нет
сомнения в том, что все эти качества не являются средством достижения
прочного мира в любой его форме. Следовательно, единственная
альтернатива - это достижение мира во всем мире через обретение покоя,
равновесия ума. Мир во всем мире должен основываться на чувстве
братской и сестринской любви, на сострадании. Ясное, полноценное
осознание единства всего человечества очень важно. Это то, в чем мы
несомненно нуждаемся. Где бы я ни был, я всегда выражаю эти взгляды.
Вопрос: Уроженцы стран Запада, принявшие монашество, нередко
сталкиваются на родине с трудностями при ношении монашеского одеяния.
На нас часто косо смотрят, считают людьми со странностями. Как Ваше
Святейшество думает, нужно ли носить монашескую одежду в странах, где
буддизм не получил распространения?
Его Святейшество: Это нужно решать в зависимости от конкретного
случая, конкретных обстоятельств. Если монашеское одеяние не причиняет
беспокойства другим людям, то в таком случае его, конечно, лучше
носить. Однако бывают определенные ситуации, когда в связи с этим
возникают трудности.
Практикуя буддизм, мы, в целом, должны оставаться членами того
общества, в котором живем. При этом нужно быть его достойными членами.
Так что если общество настроено по отношению к вам негативно, то это
не принесет пользы ни вам, ни обществу. Это основной момент. Таким
образом, если кто-то, видя неуместность монашеского одеяния в
конкретной ситуации, решает от него отказаться, то он поступает
разумно. В этом нет ничего дурного. Если обстоятельства переменятся,
то переменятся. Постепенно общество само может изменить свое отношение
к этому вопросу. Буддизм никогда не был процветающей религией на
Западе. Сейчас это меняется. Мне кажется, что ситуация изменилась даже
по сравнению с тем, что было тридцать лет назад. Сегодня, когда монахи
путешествуют воздушным транспортом, окружающие уже признают в них
монахов. Так что, как видите, время идет и постепенно ситуация
меняется.
Важно не то, что мы носим, но то, как себя ведем в повседневной
жизни.
Большое спасибо. Сегодня у нас было не очень много времени, но я
был счастлив разделить с вами эти короткие мгновения. Мы все прибыли
из разных концов света; и пусть вера у нас разная, но мы все обладаем
одной и той же человеческой природой, человеческим умом. Не так ли?
Когда мы рассматриваем вещи на уровне основных человеческих качеств,
между нами нет различий. Однако, на более поверхностном уровне этих
различий великое множество. Именно поэтому мы должны смотреть на вещи
более