Далай-лама

Интервью в Бодхгайе

вещи как нечто обладающее собственным

существованием.

Если наше восприятие этого я неким образом нарушится, то

существует опасность, что мы придем к заключению о том, что оно вовсе

не существует, в данном случае полезно изучить способ существования

вещей, которые в обиходе рассматриваются как. нечто ложное,

фальшивое. Следует изучить непротиворечие ложной природы этих

вещей факту их функционирования. Например, давайте изучим природу

зеркального отражения. Нет никаких сомнений в том, что это изображение

не то, чем оно кажется. Во всех отношениях оно не является той вещью,

которая отражается в зеркале. Таким образом, оно пустотно в отношении

этой вещи. Пустотно во всех отношениях, несмотря на производимое им

впечатление. Тем не менее, если эту вещь поместить перед зеркалом, при

наличии контакта вещи и зеркальной поверхностности, то несмотря на

всю его ложность, появляется определенное изображение. А когда

данный предмет мы отодвигаем в сторону, то, несмотря на то что в нашем

поле зрения все это время присутствовал некий ложный объект,

изображение исчезает. Это говорит о том, что ложность вещи не

исключает возможности ее функционирования или активности.

Данное рассуждение приведено для того, чтобы показать, каким

образом явление взаимообусловленности, причинно-зависимого

возникновения, может служить доказательством отсутствия собственного

существования вещей. Таким образом, осознание взаимообусловленности

вещей способствует искоренению обеих крайностей в мировосприятии

(этернализма и нигилизма). Когда мы ищем получивший некое обозначение

предмет и не находим его, то приходим к выводу, что собственного

существования нет как такого, что суть у вещей отсутствует. Если бы

такая суть существовала, то она была бы обнаружена, однако я ничего не

нашел. Если мы будем размышлять только таким образом, то у нас

сложится весьма однобокое представление о пустоте. Несмотря на то что

при подобном рассуждении оказывается выявлена одна из форм проявления

пустоты, утверждается, что данная разновидность пустоты не является

пустотой истинной. Истинная пустота - это пустота, познаваемая через

причинно-зависимое возникновение, взаимообусловленность вещей.

Если же такое понимание пустоты, как она трактуется Ачарьями

Буддхапалитой и Чандракирти (прасангиками), не обладает для кого-то

смыслом, то не стоит себя принуждать соглашаться с ним. Вполне

возможно, кому-то покажется более приемлемым толкование пустотности

истинного существования вещей в том виде, как оно подается школой

Сватантрика, которая лишь номинально признает факт существования вещей

за счет присущих им качеств и не разделяет представления прасангиков о

том, что вещи существуют лишь как обозначенные языковыми средствами

данности (то есть их существование ограничено данным именем). А

кому-то покажется, что наиболее адекватное толкование природы вещей

принадлежит школе Читтаматра, что в переводе означает школа

Только-Ума. Однако, какую бы точку зрения мы ни приняли, следует

удостовериться в том, что она противостоит или противодействует

давлению негативных эмоций и искажению представлений о подлинной

реальности. При этом не должен отрицаться тот факт, что вещи

функционируют и пребывают в зависимости друг от друга- Это крайне

важно. Мы должны иметь также в виду, что если первая точка зрения

покажется нам неприемлемой, то следует рассмотреть как возможную

альтернативу представления других школ - таких, как Сватантрика и

Читтаматра.

К пониманию пустоты необходимо прийти через отказ от двух крайних

подходов - этернализма и нигилизма. Это достигается двумя различными

способами. Крайность этернализма, связанная с переоценкой самостной

природы вещей, искореняется посредством умозаключения. Что касается

крайности нигилизма, то здесь основную роль играет личный опыт

человека. Таким образом, собираясь медитировать на пустоту, будьте

готовы в какой-то момент ущипнуть себя за руку. Если в тот момент,

когда вы решите, что постигли пустоту, у вас возникнет убеждение, что

вообще ничего не существует, то как следует себя ущипните. Именно

такой опыт поможет вам избавиться