этим воспользоваться. В такой ситуации нелишне как-то отреагировать.
Но этому не должны сопутствовать дурные чувства. В глубине души им
должны быть терпимы, сострадательны и терпеливы. Что же касается
поверхностного уровня, то следует принять соответствующие меры.
Наверное, это единственный выход из подобной ситуации.
Кроме этого, я могу посоветовать время от времени уезжать в места,
подобные Бодхгайе, - туда, где вы сможете получить наставления и где
созданы надлежащие условия для занятий практикой. Время от времени мы
должны получать дополнительный заряд. А затем можно возвращаться к
своей работе, учебе или любому другому роду деятельностиВместо того
чтобы тратить деньги и проводить отпуск на курорте, мы, к примеру,
можем отправиться в место, подобное этому, - туда, где можно освежить
свой ум. Это, как я думаю, весьма полезно. Это и есть срединный путь,
верный путь. Вот что я по этому поводу думаю.
Вопрос: Если человек рассматривает себя и все остальные явления
как лишенные собственного существования, самообусловленности, то
возможно ли в таком случае, избрав любой одушевленный или
неодушевленный предмет в качестве объекта своего наблюдения, присвоить
ему определенные качества посредством силы словесного или иного
обозначения, при том что эти качества оказались выявлены во время
нашего наблюдения этого объекта?
Его Святейшество: Это тот случай, когда суть выражения отсутствие
самообусловленного или собственного существования, понимается
неправильно. Полагая, что пустота означает полное отрицание
возможности функционирования вещей, мы при таком неверном понимании
пустоты, впадаем в крайность нигилизма. Таким образом, неумение
сообразовывать понятие пустоты и тот факт, что вещи все же
функционируют, приводит к возникновению ложных представлений. Именно
поэтому говорится, что значение пустоты должно осознаваться в рамках
причинно-зависимого возникновения.
Далее, поскольку значение понятия пустота должно толковаться в
контексте причинно-зависимого возникновения, взаимообусловленности
вещей, мы можем утверждать, что что-то чем-то обусловлено только в том
случае, если это что-то, эта некая данность, пребывающая от чего-то
в зависимости, существует. Следовательно, эта данность, эта основа
должна существовать. И тогда становится ясно, что, говоря о
причинно-зависимом возникновении, мы указываем на то, что вещи
функционируют. Причинно-зависимое возникновение доказывает отсутствие
собственного или самообусловленного существования вещей посредством
утверждения факта функционирования вещей в зависимости друг от друга.
Тот факт, что вещи функционируют, причем функционируют в зависимости
друг от друга, исключает возможность их независимого существования.
Это в свою очередь делает невозможным их собственное существование,
поскольку самообусловленность подразумевает их независимость.
Следовательно, понимание пустоты, то есть отсутствия некой формы
собственного существования, обладающего полной от всего
независимостью, сводится к осознанию явления взаимообусловленности
вещей.
Далее, точно так же, как можно сделать дедуктивный вывод о
пустотности вещей, исходя из факта их взаимообусловленности, мы можем
понять причинно-зависимое возникновение вещей из факта их пустотности.
Таким образом, отсюда следует вывод, что вещи функционируют потому,
что они обладают природой пустоты. Это в свою очередь означает то, что
карма и ее результаты реально существуют и обладают действенной
природой. Именно поэтому мы должны всегда знать, от чего следует
отказаться и как поступить лучшим образом.
Однако, хотя мы глубоко задумываемся о природе пустоты, об
отсутствии собственного или самообусловленного существования, то
проводя аналитический поиск обозначенного концептуальным мышлением
объекта и пытаясь отыскать в совокупности субстанциональных
составляющих некое я или самость объекта, мы это я обнаружить не
можем. Нам не удается выявить это я в том виде, в каком оно
представляется нашему обыденному уму. Мы видим это я или самость
вещей подобным образом только потому, что с безначальных времен
привыкли расценивать