Гончаров Геннадий Аркадьевич

Суггестия, теория и практика

- освоение АТ-1 существенно ускоряет

выздоровление. В таких случаях обучение АТ-1 более успешно при групповых

занятиях под руководством опытного суггестолога. При отсутствии такой

возможности самостоятельная работа остается весьма желательной.

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ АУТОСУГГЕСТИИ

В этом разделе рассматривается основной невербальный метод аутосуггестии -

метод аутогенной тренировки высшей (психической) ступени (АТ-11).

Аутогенная тренировка высших ступеней (АТ-11)

С точки зрения современных представлений, введенное И. Г. Шульцем разделение

аутогенной тренировки на низшие и высшие ступени (или соответственно АТ-1

и АТ-П) является в значительной степени условным. Если упражнения первой

ступени создавались преимущественно в целях воздействия на

вегетативно-соматические функции, то, приступая к созданию АТ-П, И. Г. Шульц

ставил задачу оптимизации высших психических функций и коррекции личностных

нарушений.

Основу АТ-П составляет аутогенная медитация (от лат. meditatio - размышление,

созерцание). Сущность этого приема заключается в последовательной тренировке

процессов воображения (или, как сейчас иногда говорят, имаженитивных свойств

личности), на основе которых в последующем осуществляется образное

представление и нейтрализация аффективных переживаний. По И. Г. Шульцу,

приступать к аутогенной медитации можно лишь после отличного усвоения базисных

упражнений, критерием которого является способность быстро входить (за 20-30

с) и удерживать себя в состоянии аутогенного погружения в течение часа и

более. В абсолютном большинстве случаев в состоянии пассивной концентрации у

пациентов возникают различные сенсорные ощущения (аутогенные разряды), среди

которых особое значение придается визуальным феноменам, т. е. облакообразным,

в той или иной степени структурированным, окрашенным и черно-белым,

статическим и динамическим зрительным образам, спонтанно возникающим при

закрытых глазах. Тренировки пассивной концентрации являются подготовительным

этапом к аутогенной медитации и, по И. Г. Шульцу, должны продолжаться около 8

мес.

3 Затем обучаемые приступают к первому упражнению медитации, задачей которого

является фиксация спонтанно возникающих образных представлений, в частности,

какого-то одного цвета, доминирующего в поле зрения. Через 2-4 нед. возможен

переход ко второму упражнению медитации, сущность которого заключается в

целенаправленном вызывании определенных цветовых представлений (видение

заданного цвета), которые подсказываются суггестологом. Одновременно

стимулируются ассоциативные процессы специфической направленности:

цвет-эмоциональные ощущения, например, оранжевый - ощущение тепла,

расслабления; черный - общая тревога и т. д. Длительность освоения второго

упражнения - до 4 мес.

5 Третье упражнение заключается в вызывании образных представлений вначале

изолированных предметов в обобщенном виде (например, стул вообще), а затем

конкретных предметов с их индивидуальными различиями (например, сломанный

стул, старинное кресло) в определенных ситуациях, в том числе имеющих

отношение к самому обучаемому (например, стул, на котором он сидит). В

отдельных случаях в конце периода освоения третьего упражнения, который длится

4-6 мес, обучаемый может увидеть в представляемых ситуациях и самого себя, что

является одним из критериев успешности.

После того как обучаемый хорошо овладеет способностью к целенаправленной

визуализации предметных представлений, он может переходить к четвертому

упражнению, сущность которого состоит в вызывании образных эквивалентов

абстрактных понятий, таких, как справедливость, счастье, истина,

свобода и т. п. Эти эквиваленты обычно глубоко индивидуальны, но всегда

поддаются смысловому определению. У одних пациентов понятие свобода

ассоциируется с белой лошадью, скачущей по прериям, у других - с орлом,

парящим в облаках, у третьих - с небом и т. д. По мнению И. Г. Шульца,

конкретность эквивалента абстрактного понятия позволяет выявить

бессознательное, хотя здесь речь, скорее, идет об особенностях мышления и

индивидуального опыта. Скажем, у горца, никогда не бывавшего в прериях, на

слово свобода скорее возникнет ассоциация с парящим орлом; у жителя Океании

- с чайкой и т. д. Четвертый этап медитации осваивается в течение 1-1,5 мес.

В процессе пятого упражнения медитации осуществляется постепенный