колдовства и гипноза, составляют святые, то есть служители Церкви.
Для них самих, людей разных вер, их возможности паранормального воздействия не
представляют как бы никакого значения и интереса. Понимая, что такие
способности никак не связаны с благодатью, они пытаются их обычно скрывать или
игнорировать. И, справедливо, видят в них лишь помеху на пути духовных
свершений.
ИСТОКИ ГИПНОЗА И ЕГО РАЗВИТИЕ
В данном изложении хотелось бы коснуться некоторых истоков и периодов развития
гипноза, как он существовал, применялся и передавался из поколения в
поколение. Не беря во внимание множества исторических проявлений из глубокой и
средневековой древности, для простоты подразделим гипноз на два периода:
донаучный и научный.
Донаучный: древний и средневековый период
Древний мир богат и разнообразен применением гипноза. Явления, методы гипноза
применялись лекарями и жрецами,, магами и йогами, браминами и факирами,
колдунами и прочими способными обладателями в лечебных и
религиозно-мистических целях, а также для укрепления своего авторитета.
В донаучный или древний период, гипноз не был научно обоснован, а гипнотизеру,
суггестору, внушаемому отводилась роль посредника между богами и простыми
людьми. В храмовой медицине древних Египта, Рима, Греции, Персии, Ассирии,
Вавилона сеансы гипноза назывались инкубациями, а в практике йогов
-вашитва и санмохан-асира. Знания древних народов о гипнозе в средние века
были почти забыты, а способы, и приемы гипноза, то есть воздействия путем
внушения -o утратились.
В течение трех с половиной веков, то есть с середины XVT-го по XIX-ый,
сформировалось и окончательно оформилось фантастическое и мистическое учение
-животный магнетизм. По этому учению один человек может оказывать влияние на
организм и психику второго, посредством так называемого магнетически-
-жизненного флюида (от латинского fluidis - текучий) - таинственной жизненной
силы, эфироподобной жидкости или эманации, как будто извлекаемой из глаз,
рук и других органов тела. Тогда считалось, что магнетически-жизненный флюид
- это изначальный эфир, который пронизывает всю Вселенную, а вместе с ней и
человека.
Существуют отдельные люди, которые подобно аккумулятору могут накапливать этот
эфир и передавать другим. Люди, обладающие такой способностью, назывались
магнитезерами. Первоначально источником магнетизма считались планеты и звезды.
В магнетизме магнит рассматривался как кусочек метеорита, оторвавшийся от
звезды или планеты, а затем действующий подобно звездам. При этом
усматривалось сходство магнетически-жизненного, флюида с действием магнита,
поэтому учение и получило название животный магнетизм.
Во второй половине восемнадцатого века это учение сформулировал и
распространил австрийский врач-маг-нитопат, доктор права, философии и медицины
Франц Антон Месмер, живший с 1734 по 1815 годы. Вот поэтому животный
магнетизм, еще и поныне часто называли и называют месмеризмом.
Научный период: середина XIX века по настоящее время
В середине девятнадцатого века наряду с учением о гипнозе, (от греческого
hipnos - сон), возникло и закрепилось учение о суггестии, (от латинского
suggestio - внушение или намек). Если первый термин (гипноз) означал
воздействие на человека в особом состоянии, то второй (суггестия) означал
воздействие на человека в _ любом состоянии. Гипноз слился с суггестией
вообще, хотя является только одним из множества ее проявлений. Первый термин
ввел в 1843 году английский хирург из Манчестера Джеймс Брэд (1795-1860),
второй же термин ввел в 1866 году французский врач из Нан-си.Амвросий Август
Льебо (1823-1904).
Научный спор о природе гипноза разгорелся во второй половине девятнадцатого
века. Его вели с 1870 по 1890 годы два французских ученых: профессор
терапевтической клиники университета в Нанси Ипполит Бернгейм (1840-1919) и
известный невропатолог из Сальпериевской психиатрической больницы в Париже,
метр неврологии того периода, член французской Академии наук Жан Мартен Шарко
(1825-1893). Каждый из них возглавлял соответствующую школу.
Нансийская школа гипноза придерживалась следующей точки зрения на гипноз.
Во-первых, все проявления. гипноза сводятся к суггестии, то есть к
психическому воздействию на человека, на его воображение. Во-вторых,
физические факторы при гипнозе не играют роли или же играют вспомогательную