хотите, даже
великие) суггесторы под видом религиозных учителей.
Роль Божества можно сравнить с белым солнечным светом. Если эту роль разложить
на спектр, то каждый участок спектра, в свою очередь, окажется суггестивной
ролью. Ниже рассматриваются все участки спектра, дается краткая характеристика
каждой суггестивной роли.
1. Покровитель. Покровитель - значит могучий и властный, но добрый к вам
человек. Опора в бедах,утешение в страданиях, предмет благоговения...
2. Кумир. Кумир не обязательно могуч и не обязательно добр к вам, но он
знаменит, обаятелен, пользу ется всеобщим восторженным восхищением.
3. Хозяин, или Господин. Может быть, он не добр к вам. Может быть, не является
кумиром публики. Не в этом дело. Любое его слово - закон. Шевельнет пальцем -
и вас сотрут в порошок. Попробуйте не подчиниться, есть нечто похуже смерти:
пытки, когда
смерти ждут, как счастливого часа. Но если вы будете лояльны к Господину и
выкажите полное послушание, вам будет хорошо. Вас, может быть, приблизят,
обласкают, облекут относительной властью. Угодите ему - и станете жить в
довольстве. Не сумеете угодить - пеняйте на себя.
4. Авторитет. Этот обладает ограниченной властью и не обязан творить благие
дела. Благо уже в том, что он больше других разбирается в каком-нибудь
общеполезном или важном деле. К нему нельзя не прислушаться. Не воспользуешься
его советом - гляди, сядешь в лужу...
5. Виртуоз, или Ловкач. Выступая в этой роли, вы даете понять, что умеете
совершить невозможное. Хорошее или плохое - неважно. Виртуозный делец из- под
земли добывающий то, чего иным и не снилось;
виртуозный вор-карманник; виртуозный игрок, фокусник, стихоплет, спорщик - что
угодно. В любом случае вы завораживаете публику, и даже ограбленный вами
субъект не может не восхититься вашей ловкостью и не позавидовать ей в глубине
души.
6. Удав. Это не Властитель не Господин хотя он прижелании может сделаться для
вас и Хозяином. Это тип, который видит все ваши слабые места и в любой момент
готов поразить их, что доставляет ему истинное удовольствие. Ломать вас,
топтать вас ему так же легко, как вам сигарету выкурить. И также приятно. Вы
боитесь его и предпочитаете подчиниться, так как ни
на миг не поверите, что способны справиться с ним, дать сдачи.
7. Дьявол. В этой роли вы - олицетворенное зло.
Зло метафизическое зло ради зла, а не во имя какой-либо цели. В известном
отношении это божество с обратным знаком. Беспредельная ненависть ко всему
человеческому, светлому, упорядоченному. Неумолимая пасть акулы, земля,
разверзшаяся при землетрясении скелет с острой косой, садящийся за ваш
свадебный стол...
Таким образом, успех суггестии в том или ином случае заключается не просто в
двух блестящих глазах, куда вперяет взор суггестируемый. Глаза суггестора
вместе с общим выражением лица, позой, жестами, голосом нечто выражают. А
именно - передают социально-психологическую роль взятую на себя суггесто-ром.
Роль эта парализует сознание и возбуждает бессознательное в суггеренде. Тут-то
и начинаются загадки суггестии. Суггестор, уверовавший в свою роль,
превращается в носителя и впрямь могущественных сил и возможностей. Отчасти
это сродни актерству. Но главным механизмом, который здесь срабатывает,
является механизм веры. Вера во взятую роль исключает всякое шарлатанство.
Начинающему суггестору крайне важно освоить все составляющие роли Божества, а
уж затем индивидуализировать т. е. оценивать, кто из потенциальных суггерендов
клюнет на какую суггестивную роль.
Отработка суггестивных ролей осуществляется на базе ролевого аутотренинга
(PAT) - системы методов самовоздействия человека на свое поведение через
внутреннее отождествление себя с кем-либо или чем-либо. Она заключается в игре
вышеозначенных ролей по заданным легендам - вымышленным сценариям.
Применяются следующие виды легенд.
1. Подготовительные (общеразвивающие) легенды.
Они предназначены для сбрасывания маски.
а) принятие вымышленного имени (новое имя);
б) выйти за дверь и через 1 минуту войти счастливым и обаятельным, затем опять
выйти за дверь и через 1 минуту войти самонадеянным и наглым (выход из-за
двери);
в) танцы соло и в парах (непринужденный танец);
г) от одного угла помещения к другому - по диагонали - прошествовать как
угодно, но чтобы это было смешно (клоунский подход);
д) сказать