чем те, которые воздвигли его предшественники. Поскольку все три пирамиды в Медуме и Дашуре, по всей видимости, были построены Снофру, похоже на то,
что и Хуфу намеревался создать три пирамиды, в соответствии с каким-то определенным замыслом 1S.
Легон математически доказал, что все три пирамиды Гизе находятся внутри прямоугольника, одна сторона которого составляет в направлении с севера на юг 1732 локтя7*, а с востока на запад - 1432 локтя. Из этого он сделал вывод, что базовой мерой длины было 1000 локтей, а стороны являются произведениями 1000, умноженной на корень из двух, и 1000, умноженной на корень из трех. Поскольку это две стороны прямоугольника, его диагональ равняется ста локтям, умноженным на корень из пяти. Исследователь заключил, что такая математическая и геометрическая гармония не случайна. Жаль, что Легон, найдя эту закономерность, не попытался ее объяснить и не принял во внимание возможные религиозные или культовые мотивы77. После него остался открытым вопрос - в чем же смысл именно такого расположения?
В феврале 1988 года преподаватель и геолог Робин Дж. Кук опубликовал работу, озоглавленную: Пирамиды Гизе: Исследование замысла 78. Кук попытался, основываясь на данных Леенера и Легона, показать, что пирамиды Гизе построены на системе геометрических представлений и все, что было здесь воздвигнуто, следует рассматривать в целом... Кук утверждал, что система геометрических осей связывает центральную пирамиду, пирамиду Хафра, с маленькими пирамидами-спутниками, расположенными рядом с первой и третьей пирамидами. При этом базовыми углами были 60 и 26,5 градусов. 60 градусов - внутренний угол равнобедренного треугольника, угол же в 26,5 градуса образуют диагонали прямоугольника, состоящего из двух квадратов. Тот. же самый угол 26,5 градуса можно обнаружить у главного коридора в Великой пирамиде; двойной же квадрат представляет собой погребальная камера в той же пирамиде. Кук, в отличие от Легона и Леенера, почувство
вал, что за этим совпадением стоит какая-то символика, что-то, выражающее древнюю философию чисел.
Пирамиды Гизе, - писал он, - представляют собой какое-то символическое утверждение, выраженное языком математической философии, которой придана форма камня. Группа в Гизе, возможно, символически выражает мифы Гелиополя... п
Но все же Кук оказался неспособен понять, что за символические представления высечены в камне80.
Похоже на то, что следует искать разгадку этой тайны дальше, причем даже не в Гизе, а у небольших пирамид Пятой и Шестой династий в Саккара. Поскольку именно в Саккара внутри пирамиды Унаса находятся некоторые чрезвычайно важные тексты.
ОТКРЫТИЕ ТЕКСТОВ ПИРАМИД
Тексты пирамид... составляют самую древнюю часть египетской религиозной погребальной литературы, обнаруженную до наших дней. Кроме того, они повреждены временем меньше, чем какие-либо другие погребальные тексты, и представляют собой фундаментальную важность для изучения
египетской религии...
Р.О.Фолкнер. Тексты пирамид древних египтян
Александр Пьянков, переводчик текстов пирамид... возражал самым решительным образом против попыток искать в религиозных текстах прежде всего даты или собрания отдельных фактов... [он] считал, что тексты говорят сами за себя и представляют собой религиозные воззрения и символы... Тексты пирамид предназначались для того, чтобы гарантировать возвращение к жизни усопшего фараона, как вернулся к жизни
Осирис-Орион...
Джейн Б. Селлер. Смерть богов в Древнем Египте
ДЕНЬ ШАКАЛА
То, что было найдено в пирамидах Пятой и Шестой династий, является самым древним из писаний, посвященных религии. Эти письмена сейчас называются египтологами Текстами пирамид. Можно только удивляться, что широкой публике они не известны. Большинство людей слышали, пожалуй, лишь о свитках Мертвого моря, которые принадлежат значительно более поздней эпохе (ок. 100 года н.э.) и являются с научной точки зрения намного менее ценными документальными свидетельствами.
Когда я впервые познакомился с Текстами пирамид, а это было в 1979 году, то был крайне изумлен - почему я ничего не знал о них раньше? Разговаривая с одним из своих каирских друзей, я обнаружил, что и египтяне практически ничего не знают об этих текстах. Что касается меня, то я сразу понял их особую важность и постарался изучить Тексты как можно более внимательно. Но вскоре вынужден был признать, что в этих Текстах встречается много такого, что понять крайне сложно. Впрочем, и само их открытие являлось довольно таинственным, - таинственным и курьезным одновременно.
Зимой