познающим субъектом, а относительная, или условная,
истина - это постижение таким субъектом проявлений относитель-
ной природы объекта. Так пустота и истинные пресечения суть
абсолютные истины, всё же остальное - истины условные.
Все явления тем или иным образом зависимы: они либо возни-
кают, изменяются и прекращаются в зависимости от причин, либо
находятся в зависимости от потока, либо зависят от своих сос-
тавных частей и т. д. Но к какому бы типу зависимых явлений
они ни относились, они существуют только в зависимости от дру-
гих явлений. Ни одно из явлений не может существовать само по
себе. Поэтому все они пусты, т. е. лишены самосущего бытия.
Тем не менее все деятели, действия и объекты условно истинны.
Кратко говоря, поскольку явления лишены самосущего бытия, они
изменяются, становясь то тем, то другим, а поскольку явления
существуют условно, то имеется хорошее и плохое, полезное и
вредное.
Общие основы практики буддизма
Выражение практиковать религиозное учение не обозначает чис-
то внешние изменения - жизнь в монастыре или начитывание [свя-
щенных текстов], но это не означает, что они не могут входить
в религиозную практику. В любом случае религиозной практикой
следует заниматься применительно к своему сознанию. Если зна-
ешь, как ввести учение в собственный поток, то все физические
и словесные действия чожно согласовать с практикой. Без этого,
сколько бы человек ни медитировьч, или начитывал писания, ъчи
проводил жизнь в храме, - всё это не поможет: ибо для практики
важен именно ум. Таким образом, важнее всего принять Прибежище
в Трёх Драгоценностях (Будде, Его Учении и Духовном Сообщест-
ве), учитывать связь между действиями и их следствиями, выра-
ботать в себе стремление помогать другим.
Некогда в Тибете жил знаменитый лама по имени Дром. Однажды
Дром увидел человека, совершавшего обход ступы. Обход стулы -
хорошее дело, - сказал Дром. - Но практика еще лучше.
Человек подумал: Ну, значит надо читать свяшенные книги.
Так он и поступил, но однажды Дром увидел его за чтением и
сказал: Чтение священной книги - хорошее дело, но практика -
еще лучше.
Человек подумал: Похоже, и этого недостаточно. Теперь, ес-
ли я займусь медитацией, это уж точно будет практика.
Застав его за медитацией, Дром сказал: Медитация - хорошее
дело, но практика - еще лучше. Человек изумился и спросил:
Как же надо практиковать? И Дром ответил: Не привязывайся к
этой жизни; заставь свое сознание стать практикой.
Дром сказал так потому, что практика естъ процесс осознава-
ния.
Конкретные основы практики буддизма
В отречении от этой жизни и занятии практикой заключекы огром-
ные преимущества. В Тибете множество людей отринули этот мир и
достигли несказанного душевыого и телесного счастья. Все удо-
вольствия, которые можно получить наслаждаясь этой жизнью и
которые требуют стольких непрерывных и разнообразных усилий,
несравнимы и с крупицей этого счастья. Однако большинству лю-
дей трудно приступить к такой практике.
Какой же может быть практика большинства людей? Аморальный
образ жизни, требующий обмана, лжи и тому подобного, противо-
положен религиозной практике и несовместим с ней. Однако можно
жить в гармонии с религиозной практикой, занимаясь достойными
мирскими делами - такими, как исполнение служебных обязаннос-
тей в правительстве, содействие экономической деятельности или
совершение любых шагов, направленных на то, чтобы обеспечить
благосостояние других людей и принести им радость. Все это
следует делать, постоянно удерживая мысли на религиозной прак-
тике. Ибо сказано:
Если ты практикуешь, - освобожденье с тобою пребудет,
пусть и в миру ты живешь,
Как это было с царями, министрами в Индии или Тибете -
или с такими, как Марпа.
Если не практикуешь - причины для скверных рождений
будут с тобой, поселись хоть в пещере,
Точно сурок, впавший в спячку в норе лод землёй.
Тройственное Прибежище
Какими же методами можно добиться того, чтобы сознание стало
практикой?