Далай-лама

Буддизм Тибета

слова дхарма

Слово дхарма на санскрите значит то, что держит. Все сущее -

это дхармы, явления, в том смысле, что они содержат, или не-

сут, свою собственную сущность или характер. Также и религия -

это дхарма в том смысле, что она удерживает людей, или защища-

ет их от бедствий. Термин дхарма понимается здесь в последнем

смысле. В грубом приближении любое возвышенное действие тела,

речи или мысли может рассматриваться как дхарма, потому что

благодаря такому действию человек уже защищается, или удержи-

вается от всех видов несчастий. Практика таких действий - это

практика дхармы. Поскольку здесь нет возможности подробно ос-

танавливаться на теме дхармы как таковой, то на доступном язы-

ке будет кратко изложена только буддийская дхарма.

Четыре благородные истины

Благословенный говорил: Это - истинные страдания, это - ис-

тинные источники, это - истинные пресечения, это - истинные

пути. Страдания следует познать, источники их - устранить,

пресечение страданий - осуществить, пути [к освобождению] сле-

дует пройти. Страдания следует познать - тогда не останется

страданий, которые следовало бы познать. Источники стрщаний

следует устранить - тогда не останется источников которые сле-

довало бы устранять. Пресечения страданий следует осуществить

- тогда не останется пресечений, которые следовало бы осущест-

влять. Пути следует пройти - тогда не останется путей, которые

следовало бы проходить.

Таковы Четыре благородные истины с точки зрения их сущнос-

ти, необходимых действий и в связи с их результатами. В объяс-

нении их мы будем в основном следовать толкованию системы Пра-

сангика-Мадхьямика, высшей из буддийских философских школ.

Истинные страдания - это явления, которые проистекают от

омрачённых действий и скверн и входят в понятие круговорот бы-

тия. Истинные источники - это причины, производящие истинные

страдания. Истинные пресечения - это состояния уничтожения и

исчезновения стрщаний и истинных источников. Истинные пути -

это особые методы достижения истинных пресечений.

Так как истинные страдания возникают из истинных источни-

ков, источники на самом деле предшествуют страданиям. Также

истинные пресечения осуществляются посредством прохождения ис-

тинных путей; посему на самом деле пути предшествуют пресече-

ниям. Однако Благословенный изменил этот порядок на обратный,

когда учил Четырём благородным истинам, что чрезвычайно важно.

Ведь сначала человек распознает страдания, и потом он исследу-

ет их причины; поэтому Будда обьяснил источники страданий пос-

ле определения самих страданий. Когда рождается уверенность в

возможности уничтожить страдания, возникает и желание пресечь

их. Отсюда появляется желание пройти пути [к пресечению]; поэ-

тому Будда объяснил истинные пути после определения истинных

пресечений.

Круговорот бытия и живые существа

Может возникнуть вопрос: Поскольку круговорот бытия и его го-

рести суть истинные страдания, то что же он собой представля-

ет?

Круговорот бытия разделяется на три сферы: мир желаний, мир

форм и мир без-форм. В мире желаний существа предаются удо-

вольствиям пяти желанных: форм, звуков, запахов, вкусов и ося-

заемых объектов. Мир форм состоит из двух частей: в низшей су-

щества не увлекаются внешними удовольствиями, но испытывают

наслаждения внутреннего созерцания. В высшей части существа

вообще отвратились от услаждающих чувств и испытывают нейт-

ральные чувства. В мире без-форм все формы, звуки, запахи,

вкусы и осязаемые объекты, а также пять чувств, дающих наслаж-

дения ими, отсутствуют; здесь царит лишь сознание, и существа

испытывают только нейтральные чувства, сосредоточенно и без

отвлечений.

Есть шесть типов живых существ, которые движутся в круго-

вороте бытия: боги, полубоги, люди, голодные духи, животные и

мученики адов. К богам относятся существа в мирах форм и без

форм, и шесть типов богов мира желаний. Полубоги подобны бо-

гам, но злонамерены и грубы. Люди - Люди - обитатели так назы-

ваемых четырех материков и тому подобного. Голодные духи -

многочисленные