Далай-лама

Буддизм Тибета

организация взяла на себя задачу перевода на английский язык

некоторых оригинальных тибетских источников. Для этой цели бы-

ли специально сформированы переводческие группы из тибетских и

зарубежных ученых. Задуманные переводы выполняются в соответс-

твии с устной традицией и реальным значением всех специальных

терминов.

Чтобы последователи различных религиозных систем могли дос-

тичь согласия, они должны иметь возможность узнать и понять

друг друга. Именно с этой целью я и предлагаю краткое введение

в буддизм Тибета.

Наш Учитель Будда Шакьямуни - один из тысячи Будд этого эо-

на. Эти Будды не 6ыли Буддами изначально, но были когда-то та-

кими же существами, как и мы. Буддами они стали следующим об-

разом.

Если сравнить по значимости тело и сознание, то сознание

важнее, ибо тело и речь находятся у него в подчинении. Сквер-

ны, такие, как, например, страстное желание, не омрачают при-

роду сознания, ибо природа сознания чиста и ничем не омрачима.

Скверны являются периферийными факторами сознания, и постепен-

но исправляя изъяны всех видов, такие, как, например, эти

скверны, можно полностью устранить случайные загрязнения. Это

состояние совершенного очищения и есть состояние Будды; поэто-

му буддисты не считают, что есть некий изначально просветлен-

ный Будда.

Будды всегда стремятся к благу существ, блуждающих в круго-

вороте бытия. Ежечасно и ежеминутно они творят безграничное

благо для живых существ путем бесчисленных проявлений своих

тел, речи и мысли. Напимер, в этом эоне - т. е. периоде, для-

щемся великое множество лет - они явят себя как тысяча высших

Тел Проявления (нирманакая) Будд, каждый из которых будет нес-

ти свое новое Учение.

Учение Будды Шакьямуни отличается от Учений других Будд

тем, что оно представляет собой сочетание [методов] сутры и

тантры, в то время как в большинстве других вообще нет тантры.

[Будда Шакьямуни в действительности достиг Просветления

много эонов назад, но], с внешней точки зрения в его жизни

можно выделить двенадцать главных событий: его нисхождение из

Чистой Земли Радости (Тушита), его зачатие, рождение, обучение

и овладение искусствами, утехи со свитой жен, отречение, аске-

тизм, медитация под Древом просветления, победа над воинством

зла, становление Буддой, поворот колеса Учения и Нирвана.

Будда пришел в этот мир ради существ, блуждающих в кругово-

роте бытия. Из трех видов чудесных проявлений - тела, речи и

мысли - главным было чудесное проявление речи, и значит, он

пришел ради поворота колеса Учения [т. е. - проповеди].

Учитель Шакьямуни родился в царской семье и первый период

жизни провел как царевич. Когда же он осознал, что все радости

круговорота бытия имеют природу страдания, он отказался от

жизни во дворце и начал практиковать аскетизм. Наконец, в

Бодх-Гае он указал путь достижения полного просветления, и за-

тем поочередно совершил три знаменитых поворота колеса Учения.

В первый период, в Варанаси, Будда повернул колесо Учения,

изложив доктрину о Четырех благородных истинах; он сделал это

прежде всего в расчете на приверженцев духовной традиции слу-

шающих (шраваков). В средний период, в Гридхракуте, он повер-

нул во второй раз колесо Учения, изложив доктрину об отсутс-

твии самосущего бытия всех явлений; это он сделал в основном в

расчете на обучаемых с большйми умственными способностями,

приверженцев духовной традиции махаяны. В последний период, в

Вайшали, он повернул в третий раз колесо Учения, изложив докт-

рину о разграничении явлений, существующих истинно и не истин-

но; он сделал это в основном в расчете на приверженцев духов-

ной традиции махаяны со средними и малыми умственными способ-

ностями. Учитель Будда также явил себя в облике Ваджрахары и

изложил тантрийские учения.

Тома переводов на тибетский язык, которые в наше время ши-

роко известны как Кангьюр (Ганджур), - это не что иное, как

слово Будды. Сутры, относящиеся к изречениям Благословенного,

образуют все три раздела этого Писания, которые составлены в

соответствии с предметом рассмотрения: раздел дисциплины (ви-

ная) посвящен этике