природа явлений заключа-
ется в том, что они не обладают самобытием, однако, в силу на-
шей безначально обусловленной приверженности концепции самосу-
щего бытия, все явления, воспринимаемые нашим сознанием, ка-
жутся обладающими самобытием, и мы представляем их себе именно
такими. Поскольку, по этой причине, восприятие явлений нашим
сознанием и подлинная природа их бытия противоположны, то наше
восприятие явлений, как и наша приверженность такому восприя-
тию, в корне ошибочны. В частности, ум, воспринимающий самобы-
тиё, - это ложный ум, заблуждающийся относительно объекта сво-
его восприятия. Поэтому нужно убедиться, что объект, восприни-
маемый умом, - тем самым умом, который до сих пор безоговороч-
но признавал эту ложную видимость самобытия, думая: Это ис-
тинно существует, - не существует. Как только объект концеп-
ции самобытия признан несуществующим, легко удостовериться в
пустотности как природе бытия всех явлений, т. е. в отсутствии
их самобытия.
В связи с этим прежде всего важно установить, каким образом
наше сознание получает ложное представление [о природе вещей].
Для нас поначалу все явления до единого предстают как обладаю-
щие самостоятельным бытиём. Например, когда человек думает о
себе: я, я, ему представляется самодостаточное я, как бы
не имеющее нихакого отношения к собственному телу, уму, психо-
физическим совокупностям и потоку сознания, отличное и совер-
шенно независимое от них. Тот, кто полностью уверен в истин-
ности такого представления и привержен ему, пусть задаст себе
такой вопрос: Если это я существует таким, каким оно предс-
тавляется - всецело независимым от психофизических совокупнос-
тей, элементов и источников самого человека, - тогда тождест-
венно ли оно совокупностям или отлично от них?
Если бы я и психофизические совокупности были тождествен-
ны, невозможны были бы все эти подразделения на совокупности,
элементы, источники и т. п.; все совокупности были бы одним
целым [как само это я] . Или же, подобно тому, как имеются
совокупности, элементы и источники, должно существовать и мно-
жество я. Более того, когда, например, разрушается совокуп-
ность формы этой жизни, (То есть наше физическое тело. - При-
меч. отв. ред.) то также должно было бы разрушаться и я.
Следовательно, невозможно, чтобы я и совокупности были одним
и тем же.
Далее, если бы я и совокупности были самодостаточны и от-
личны, то они были бы отличны в том смысле, что не зависели бы
друг от друга. То есть, когда моё тело испытывает боль, это
вовсе не значило бы, что боль испытываю я, а когда мой желу-
док сыт, это не значило бы, что я сыт. Однако дело обстоит
не так. Боль в моем теле означает, что мне больно и что
страдание возникает в моём сознании. Таким образом, невоз-
можно, чтобы я и психофизические совокупности были отличны и
независимы.
Но помимо тождества или различия нет других способов сосу-
ществования я и совокупностей. Ведь коль скоро имеется я,
которое, судя по видимости, обладает самобытием, оно должно
быть или тождественно совокупностям, или отличаться от них. И
нет другого способа их сосуществования, кроме одного из этих
двух.
Из этого вытекает, что поскольку я, которое так удобно
представляется нашему уму как обладающее самобытиём, не тож-
дественно совокупностям человека и не отлично от них, то тако-
го я не существует вовсе. Если таким образом признать его
несуществование, то понятно, что, с одной стороны, я - каким
оно представляется нашему уму - не существует, но с другой
стороны, я не является и полностью несуществующим. Я оста-
ётся как условное обозначение, просто как наименование. Это
условное я, которое существует чисто номинально, может поль-
зоваться источниками пищи и питья, может обладать вещами и ис-
пользовать их, например одежду. Можно легко, без малейшей
трудности представить себе это я - этого странника в круго-
вороте бытия, который занимается религиозной практикой и дос-
тигает освобождения.
Итак, оно свободно от четырёх крайностей, которые суть са-
мобытие, полное несуществование, то и другое вместе, ни то ни