Далай-лама

Буддизм Тибета

- силой внимательности.

Пятое и шестое - силой осознания, седьмое и восьмое - силой

усилия, девятое - силой знакомства.

Девяти состояниям сосредоточенности отвечают четыре вида

умственной деятельности [посредством которых сознание овладе-

вает своим объектом]:

1. Принудительная фиксация: во время первого и второго сос-

тояния сосредоточенности сознание с усилием фиксируется на

объекте концентрации.

2. Прерывающаяся фиксация: от третьего до седьмого состоя-

ния сосредоточенность перемежается [с рассеянностью].

3. Стабильная фиксация: во время восьмого состояния созна-

ние способно удерживаться на объекте неотлучно.

4. Самоподдерживающаяся фиксация: во время девятого состоя-

ния сознание само собой удерживается нана объекте.

Если совершенствовать безмятежность, правильно понимая сущ-

ность, порядок и отличия степеней, объясненных выше, безупреч-

ное медитативное сосредоточение можно легко выработать пример-

но за год.

Тема безмятежности изложена выше применительно к объектам

вообще. В частности же, если развивать безмятежность, взяв в

качестве объекта само сознание, обнаруживаются дополнительные

преимущества. Мы узнаем свое собственное сознание. Сознание

столь же пусто, как и пространство, не имеющее никаких физи-

ческих качеств, таких, как форма или очертание. Сознание - это

нечто, просто воспринимающее ясно и четко любые аспекты объек-

та, которые предстают перед ним. Установив таким образом, что

представляет собой сознание, можно переходить к девяти состоя-

ниям, уничтожению пяти ошибок, применению восьми противоядий и

т. д., что уже объяснялось выше при рассмотрении объектов во-

обще. Так развивают безмятежность.

Здесь были просто перечислены элементы безмятежности, в ви-

де предельно сжатого изложения наставлений Майтреи и Асанги.

Мерой достижения безмятежности, после приобретения подвласт-

ности ума и тела, является нерушимая подвластность, то есть

способность сохранять сосредоточенное сознание на объекте.

Именно тогда достигается подлинная безмятежность, которая вхо-

дит в подготовительную стадию первой медитации, относящейся

к миру форм. (Остальные три из четырех медитаций относятся к

более уровням трех миров. - Примеч. пер.) После достижения

безмятежности сознание уже послушно, и на как благой объект

или мысль его ни направить, остаётся на нём неотлучно. В силу

этого способность сознания к постижению чрезвычайно возраста-

ет.

Практика высшей мудрости

Как же практикуется мудрость?

Вообще есть пять видов мудрости, но главные из них - это

мудрость, познающая условное, - или номинальное знание, - и

мудрость абсолютного знания, то есть знание природы бытия.

Каждая из них имеет множество аспектов, но здесь будет расс-

мотрена та мудрость, выработав которую в своем потоке созна-

ния, можно полностью преодолеть препятствия скверн и препятс-

твия к всеведению.

Что такое пустота, объект этой мудрости?

Пустота - это конечная природа всех явлений. Она, например,

не возникает благодаря сострадательной деятельности Будд или

же благодаря деяниям живых существ. Все явления до единого, в

силу самого факта их возникновения, пусты по своей природе.

Сутра гласит: Появляются ли Татхагаты или нет, природа и ре-

альность явлений просто пребывают.

Что же такое эта природа явлений?

В комментарии Чандракирти на Четырехсотенную Арьядевы го-

ворится: Здесь самость - самобытие (свабхава) явлений, то

есть их полная независимость от чего бы то ни было другого.

Несуществование этого [рода самости] есть безсамостность. Та-

ким образом, самобытиё (самосущее бытиё) - отрицается, и имен-

но отрицание самобытия и называется пустотой.

Как же удостовериться в существовании такого рода пустоты?

Хотя все явления всегда были пусты по природе, мы были нес-

пособны постичь это. Понять, что значит пустотность, можно

опираясь на рассуждение в стиле школы мадхьямиков.

В общем, истинная природа явлений, или способ их существо-

вания, и то, какими они предстают нашему сознанию, противопо-

ложны и противоречат друг другу. Хотя