- силой внимательности.
Пятое и шестое - силой осознания, седьмое и восьмое - силой
усилия, девятое - силой знакомства.
Девяти состояниям сосредоточенности отвечают четыре вида
умственной деятельности [посредством которых сознание овладе-
вает своим объектом]:
1. Принудительная фиксация: во время первого и второго сос-
тояния сосредоточенности сознание с усилием фиксируется на
объекте концентрации.
2. Прерывающаяся фиксация: от третьего до седьмого состоя-
ния сосредоточенность перемежается [с рассеянностью].
3. Стабильная фиксация: во время восьмого состояния созна-
ние способно удерживаться на объекте неотлучно.
4. Самоподдерживающаяся фиксация: во время девятого состоя-
ния сознание само собой удерживается нана объекте.
Если совершенствовать безмятежность, правильно понимая сущ-
ность, порядок и отличия степеней, объясненных выше, безупреч-
ное медитативное сосредоточение можно легко выработать пример-
но за год.
Тема безмятежности изложена выше применительно к объектам
вообще. В частности же, если развивать безмятежность, взяв в
качестве объекта само сознание, обнаруживаются дополнительные
преимущества. Мы узнаем свое собственное сознание. Сознание
столь же пусто, как и пространство, не имеющее никаких физи-
ческих качеств, таких, как форма или очертание. Сознание - это
нечто, просто воспринимающее ясно и четко любые аспекты объек-
та, которые предстают перед ним. Установив таким образом, что
представляет собой сознание, можно переходить к девяти состоя-
ниям, уничтожению пяти ошибок, применению восьми противоядий и
т. д., что уже объяснялось выше при рассмотрении объектов во-
обще. Так развивают безмятежность.
Здесь были просто перечислены элементы безмятежности, в ви-
де предельно сжатого изложения наставлений Майтреи и Асанги.
Мерой достижения безмятежности, после приобретения подвласт-
ности ума и тела, является нерушимая подвластность, то есть
способность сохранять сосредоточенное сознание на объекте.
Именно тогда достигается подлинная безмятежность, которая вхо-
дит в подготовительную стадию первой медитации, относящейся
к миру форм. (Остальные три из четырех медитаций относятся к
более уровням трех миров. - Примеч. пер.) После достижения
безмятежности сознание уже послушно, и на как благой объект
или мысль его ни направить, остаётся на нём неотлучно. В силу
этого способность сознания к постижению чрезвычайно возраста-
ет.
Практика высшей мудрости
Как же практикуется мудрость?
Вообще есть пять видов мудрости, но главные из них - это
мудрость, познающая условное, - или номинальное знание, - и
мудрость абсолютного знания, то есть знание природы бытия.
Каждая из них имеет множество аспектов, но здесь будет расс-
мотрена та мудрость, выработав которую в своем потоке созна-
ния, можно полностью преодолеть препятствия скверн и препятс-
твия к всеведению.
Что такое пустота, объект этой мудрости?
Пустота - это конечная природа всех явлений. Она, например,
не возникает благодаря сострадательной деятельности Будд или
же благодаря деяниям живых существ. Все явления до единого, в
силу самого факта их возникновения, пусты по своей природе.
Сутра гласит: Появляются ли Татхагаты или нет, природа и ре-
альность явлений просто пребывают.
Что же такое эта природа явлений?
В комментарии Чандракирти на Четырехсотенную Арьядевы го-
ворится: Здесь самость - самобытие (свабхава) явлений, то
есть их полная независимость от чего бы то ни было другого.
Несуществование этого [рода самости] есть безсамостность. Та-
ким образом, самобытиё (самосущее бытиё) - отрицается, и имен-
но отрицание самобытия и называется пустотой.
Как же удостовериться в существовании такого рода пустоты?
Хотя все явления всегда были пусты по природе, мы были нес-
пособны постичь это. Понять, что значит пустотность, можно
опираясь на рассуждение в стиле школы мадхьямиков.
В общем, истинная природа явлений, или способ их существо-
вания, и то, какими они предстают нашему сознанию, противопо-
ложны и противоречат друг другу. Хотя