Прежде всего нужно принять Прибежище и размышлять о дейс-
твиях и их следствиях. Прибежище - это Три Драгоценности: Буд-
да, Его Учение и Духовное Сообщество.
Когда живое существо очищает своё сознание от омрачений и
их скрытых потенций, оно освобождается от всех несовершенств,
являющихся препятствиями. И тогда оно одновременно и непос-
редственно познает все явления. Такое существо называют Буд-
да, он - учитель Прибежища и подобен врачу.
Драгоценность Учения - это высшие (арья) пути (главные пра-
вильные пути, которые устраняют омрачения и их скрытые потен-
ции) и их отсутствия, т. е. состояния после устранения того,
что должно быть устранено. Учение и есть подлинное Прибежище,
и оно подобно лекарству.
Драгоценность Сообщества - это все те миряне или монахи,
которые выработали высший путь в потоке своего сознания. Они -
друзья, помогающие обрести Прибежище, и подобны сиделкам.
Тройственное Прибежище, которое достигнуто и уже существует
в потоках других сознаний, - это причинное Прибежище, когда
полагаются на защитника, как слабый на более сильного. Тройс-
твенное Прибежище, которое будет достигнуто в будущем, - это
результативное Прибежише. Тому, кто полагается на Три Драго-
ценности, зная, что должен достичь их, следует самому породить
Тройственное Прибежище в потоке своего сознания.
Любое следствие, хорошее или плохое, неизбежно возникает в
зависимости от причин и условий. Следовательно, уже в настоя-
щем нужно реально обрести в потоке своего сознания причины,
родственные Драгоценности Учения, подлинному Прибежищу. Для
этого следует продвигаться путями, включающими Три Практики
(тришикша): высшую нравственносгь (адхишила), высшее медита-
тивное сосредоточение (адхисамадхи) и высшую мудрость (адхип-
раджня).
Практика высшей нравственности
Хотя практика нравственности имеет много форм, но в основе их
всех лежит этика воздержания от десяти недобродетелей. Из де-
сяти недобродетелей три относятся к действиям тела, четыре - к
действиям речи, и три - к действиям ума.
Три физические недобродетели суть:
1. Лишение жизни живого сушества: от убийства насекомого до
убийства человека.
2. Воровство: завладеть имуществом другого без его согла-
сия, независимо от ценности этого имущества или от того, было
ли действие совершено самолично или через чье-либо посредство.
3. Сексуальный проступок: разврат.
Четыре недобродетели речи:
4. Ложь: обманывать других словами или действиями.
5. Злословие: вносить распри или раздоры, побуждая тех, кто
был в согласии, ссориться, или тех, кто был в ссоре, зайти в
ней еще дальше.
6. Грубость: оскорблять других.
7. Пустословие: вести разговоры о глупостях под влиянием
желаний и прочих [скверн].
Три недобродетели ума:
8. Зависть: думать - вот было бы это моим, желать что-ли-
бо, принадлежащее другому.
9. Злонамеренность: желание причинить вред другим, большой
или малый.
10. Ложные взгляды: представлять несуществующим нечто су-
ществующее, как например перерождение, причинно-следственную
связь или Три Драгоценности.
Противоположность этих десяти недобродетелей - десять доб-
родетелей; следование им называется практикой нравственности.
Практика высшего медитативного сосредоточения
Рассмотрим теперь, как добиться успеха в занятиях медитативным
сосредоточением, которое представляет собой однонаправленное
сосредоточение сознания на обьекте.
Имеется много видов медитативного сосредоточения; здесь мы
разъясним безмятежность (шаматха). Суть безмятежности - это
сосредоточенное удержание сознания на каком-либо объекте, без
отвлечений, в соединении с блаженной подвластностью ума и те-
ла. Если это сопровождается принятием Прибежища, то это буд-
дийская практика, а если она дополняется устремленностью к
высшему просветлению ради [блага] всех живых существ, то это
практика махаяны. Ее замечательные свойства таковы, что когда
достигается безмятежность, сознание и тело проникаются ра-
достью и блаженством;