своим? Будут ли торговать им товарищи ловли, разделят ли его между Ханаанскими купцами? Пронзишь ли стрелами кожу его и рыбацкой острогой - голову его? Положи на него длань твою, помни бой этот и более его не затевай. Вот, надежда об этом тщетна; даже взгляд его повергает. Нет столь отважного, который потревожил бы его; кто же предо Мною отважится стать? Кто предварил Меня, чтобы Я уплатил ему? Под всем небом - Мое это. Не умолчу о членах его, о действии мощи и красивой соразмерности его. Кто приоткроет край одежды его? К двойному оскалу его кто подойдет? Врата лица его (пасть) кто отворит? Круги зубов его - ужас! Величавы щиты чешуи его, скреплены печатью плотной. Один к одному приближены, и ветру не просочиться между ними. Один к другому тесно прижат, сцеплены и не разделить их. От его чоха блистает свет, и глаза его - как ресницы зари. Из пасти его огонь исходит, искры огненные разлетаются. Из ноздрей его выходит дым, как из котла кипящего или от горящего камыша. Дыхание его угли раскаляет, и пламя из пасти его выходит. На шее его покоится сила, и впереди него несется страх. Слои плоти его сплочены, как литые на нем - не разоймешь. Сердце его твердо как камень и жестко, как нижний жернов. Когда встает, трепещут силачи, волны утихают. Поднимешь на него меч - (меч) не устоит, ни копье, ни дрот, ни стрела. Он почитает за солому железо, за дерево трухлявое - медь. Не обратят его в бегство стрелы, соломой становятся для него камни пращи. За жнивье считает он булаву, и смешон ему свист копья. Под ним острые черепицы, он лежит на постели зубчатой, среди ила. Кипятит, как в котле, пучину, море превращает в кипящее варево. За ним светится след, бездна как будто поседела. Нет на земле подобного ему, он сотворен бесстрашным. На все свысока смотрит он: он царь надо всеми гордецами.
В ТАНАХе упоминаются два вида ЛЕВИАФАНА - ЛЕВИАФАН, ЗМЕЙ ПРЯМОБЕГУЩИЙ и ЛЕВИАФАН, ЗМЕЙ ИЗВИВАЮЩИЙСЯ. Согласно Талмуду, эти два ЛЕФИАФНА разнополы, причем Всевышний сделал так, что они никогда не смогут встретиться, иначе их гигантское потомство заполонило бы весь мир.
ЛИЛИТ. Один из наиболее популярных персонажей фольклорных еврейских историй. В Торе указывается, что вначале Б-г сотворил мужчину и женщину, а уже потом говорится о сотворении Хавы (Евы). Считается, что первой женой Адама была ЛИЛИТ. Она не хотела подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением Б-га, как и Адам. Сказав шем а-мефораш, тайное имя Всевышнего, ЛИЛИТ поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам взмолился к Б-гу с жалобой на бежавшую жену. Всевышний послал вдогонку трех ангелов, известных под именами Снуй, Сансануй и Санглаф. У Красного моря они застигли ЛИЛИТ, которая наотрез отказывалась вернуться к мужу. Тогда у ЛИЛИТ отняли телесное тело, оставив лишь дух, а Адаму Б-г сделал новую жену. ЛИЛИТ стала женой Сатана, а от их брака родилось много демонов ночи, именуемых лилин.
ЛИЛИТ - опаснейший демон, который охотится на младенцев. Поэтому возле колыбельки еврейского ребенка всегда вешают амулет с именами вышеупомянутых ангелов - когда Лилит видит эти имена, то вынуждена удалиться. Также повязывание красной нитки на руку (обычно это делают младенцу) связано с этим преданием - считается, что ЛИЛИТ боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед обрезанием младенца - чтобы уберечь ребенка от ЛИЛИТ, его отец должен всю ночь напролет читать отрывки из Зоар и других книг Каббалы (такая ночь у ашкеназских евреев называется вахтнахт).
Особенно опасна ЛИЛИТ ночью (это видно из ее имени - от слова лайла, ночь). Поэтому считается очень опасно спать одному в пустой квартире - можно подвергнуться нападению ЛИЛИТ.
Еще одно занятие этой демоницы - являться во сне неженатым молодым мужчинам и соблазнять их.
МАРА. Демон, обитающий в высшем (т.е. низшем) зале нечистоты. Этот демон понуждает людей смотреться в зеркало, приукрашиваться и прихорашиваться, хорошо одеваться. От этого, как говорит традиция, в людях возгорается гордость и грубость духа.
Название демона говорящее - слово маръэ на иврите означает зеркало, а МАРА - как бы зеркальщик. Зеркалам в раннем иудаизме придавалось большое значение. И сейчас еще, когда кто-то умирает в доме, завешивают все зеркала, потому что зеркало - это символ красоты, украшения, а скорбящие должны забыть о прихорашивании на время траура. Мистическая традиция говорит, что зеркала закрывают потому, что душа умершего смотрится в зеркало.
МЕИТБАЭЛЬ. Жена КАФЦЕФОНИ, мать НААМЫ, теща АШМОДЕЯ. Обо всех ее свойствах