Х.Ч.

Янтра- йога

в здравом уме, аспект энергии все равно присутствует.

Можно упорядочить и гармонизировать свою энергию, так что нам не обязательно грозит безумие. Но безумие - не единственная проблема, связанная с энергией: существует много других проблем, главным образом, болезней, имеющих отношение к энергии. В наше время, когда говорят, что болезнь неизлечима, это означает, что мы не знаем, как с ней бороться на уровне энергии. Говоря об энергии, мы имеем в виду не только физическую энергию, которая циркулирует в нашем теле, - чтобы правильно понимать энергию, нужно знать кое-что еще, расширить свое знание. В древности в некоторых странах эти знания были развиты очень высоко. Сегодня многие народы достигли высокого уровня развития медицины и естественных наук, а те, которые его не достигли, считаются отсталыми. Что значит 'отсталые'? Это значит, что у них нет самолетов, что, может быть, люди все еще ездят на ослах. Но отсталость в материальном смысле не означает отсталости в отношении энергии. Сегодня многие люди, которых мы можем назвать современными, которых привыкли считать технически грамотными, не понимают этого.

Сам я родился и вырос в Тибете и до тринадцати лет ни разу не видел автомобиля. Впервые я увидел летящий в небе самолет, когда мне исполнилось семь лет. Так что я был очень отсталым, это очевидно, но в чем именно я отстал? Я был отсталым в материальной области, там же, где дело касалось ума или энергии, я ничуть не ощущал своей отсталости. В возрасте семи-восьми лет я много раз видел во сне, что нахожусь внутри какого-то движущегося ящика и время от времени этот ящик начинает походить на тигра. Когда мне было тринадцать лет и я в первый раз поехал в автомобиле, то понял, что это был за ящик. В мире есть много материально отсталых стран, и до определенного момента им действительно важно развиваться на материальном уровне. Но если ставить целью только это, игнорируя общее состояние нашего бытия, возникнет множество проблем. Самый важный принцип - не убеждения или религиозная вера. Можно иметь веру, но истинный принцип - это понимание.

Люди обладают телом, речью (или энергией) и умом. Вместе эти три аспекта образуют личность живого человека. Это верно для каждого, независимо от того, верит он во что-то или нет. Если мы знаем, каково состояние нашего бытия, то, даже если возникает какая-то проблема, мы можем ее преодолеть.

В этом случае не нужно слишком полагаться на веру или верить в объяснения Учителя, в то, что говорит Учитель или в традицию Учителя - верить во все это нет никакой необходимости. Необходимо другое: открыть глаза и немного разобраться в своем реальном состоянии. Например, у меня болит живот - я не собираюсь смиряться с болезнью, а хочу как-то справиться с ней. Я смогу с ней справиться, если понимаю свое состояние. В этом случае я должен выяснить, в чем причина, потому что не бывает следствия без причины. Болезнь - это проявление следствия: может быть, вчера вечером я съел слишком много сыра. Согласно тибетской медицине, вечером увлекаться сыром не следует, а главное - не следует есть йогурт. На Западе я видел многих людей, которые едят на ужин йогурт, приговаривая: 'Вечером гораздо лучше съесть что-то легкое.' Но, в соответствии с тибетской медициной, йогурт создает высокую кислотность и есть его перед сном - все равно, что принимать яд. Это не значит, что кто-то внезапно упадет и умрет, но постепенно может возникнуть много неприятностей.

Если у вас болит живот и вы чувствуете себя плохо, значит, была какая-то неблагоприятная причина. Следовательно, нужно выяснить, что это за причина. По одного выяснения мало - нужно еще знать, что делать. Прежде всего необходимо устранить причину. Это похоже на знаменитое учение Будды о так называемых Четырех Благородных Истинах. Первая Благородная Истина - это истина о страдании, которая гласит, что страдание - это следствие, <у которого есть причина>. Никому не нравится страдать, все мы хотим быть счастливы, но чтобы быть счастливыми, чтобы преодолеть это следствие, нужно обнаружить причину, поэтому Будда объяснил это следствие и необходимость искать его причину, что и является Второй Благородной Истиной. Каждый, кому не нравится страдать, должен найти причину страдания, но даже если причина найдена, это еще не окончательное решение: нужно осуществить свое открытие на практике - это и будет означать прекращение причины. Прекращение <страдания> есть Третья Благородная Истина. Но поскольку есть много способов устранения причины, Будда объяснил последнюю Благородную Истину, Истину о пути.