Янтра-йога
I. Происхождение Янтра-йоги 1
II. Введение в Янтра-йогу 2
III. Значение тонгра и центральный канал 5
IV Важность дыхания 5
V. Метод и энергия 7
VI. Значение трех каналов 9
VII. Дыхание цадул 11
VIII. Дыхание санглунг 12
IX. Дыхание джамлунг и функция чакр 15
X. Ца, лунг и тиглэ 17
XI. Согласование функций элементов 18
I. Происхождение Янтра-йоги
Существуют разные виды Янтра-йоги; та, которую практикуем мы, называется Нида Качжор (nyi-zla kha-sbyor), что означает единство солнечной и лунной энергий.
Метод практики этой разновидности Янтры содержится в подлинном тексте, который написан в 8-ом веке Вайрочана, один из самых видных учеников Падмасамбхавы и великий учитель Дзогчена. Побывав в Уддияне, Вайрочана перевел учение Дзогчен с уддиянского языка на тибетский. Он был великим знатоком учения Дзогчен и Тантры. Его главным Учителем был Падмасамбхава, один из самых выдающихся персонажей тибетского буддизма. Все школы признают в нем Учителя, который ввел в Тибете учение Ваджраяны, и считают одним из первых учителей Дзогчена. Именно от него Вайрочана получил учения Тантры, пути преображения, и некоторые учения Дзогчена.
Падмасамбхава выбрал Вайрочану, который смолоду отличался большим умом, чтобы тот вместе с другими учениками отправился в Уддияну и принес в Тибет учение Дзогчен - поэтому Вайрочана считается одним из виднейших Учителей.
Конкретное учение Янтра-йоги, которое передал Вайрочане Падмасамбхава, это метод, связанный с практикой Нгондзог Гелпо (mngon-rdzogs rgial-po). Нгондзог означает 'высшее совершенство', гелпо означает 'царское'. Это метод непостепенного преображения, в котором мы используем практики Янтры, связанные с праной, каналами, чакрами и т.д.
Учение берет начало от Хумкары, известного махасиддхи из простого рода, который жил в Непале. Хумкара был пастухом и каждый день пас в лесу коров. В лесу он видел Учителя, который всегда пребывал в медитации. Хумкара задумался: ему, чтобы заработать жалкие гроши, приходится каждый день трудиться в поте лица, а этот человек сидит себе тихо, ни о чем не беспокоясь. Постепенно его все больше разбирало любопытство, потому что у Учителя явно была какая-то причина, чтобы так жить.
Однажды Хумкара подошел к нему и спросил, почему тот сидит неподвижно. Учитель ответил, что занимается созерцанием, а созерцание важнее, чем работа ради пропитания и одежды. Но Хумкара подумал: 'Не может быть! Без еды и одежды не проживешь!' Однако тот человек жил именно так, и Хумкара спросил его, как он умудряется обходиться без пищи. Учитель ответил: 'Необязательно есть материальную пищу. Можно жить, поддерживая силы созерцанием.' Хумкара очень удивился и спросил, не бывает ли ему холодно зимой, на что Учитель ответил: 'Даже если холодно, можно носить одежду из внутреннего тепла (туммо)'. Тогда Хумкара решил, что лучше поучиться чему-нибудь у этого человека, чем ежедневно сносить обиды от хозяина.
Он пошел к Учителю и сказал, что хочет научиться жить без еды и одежды. Учитель ответил, что если его интересует только эта сторона, он не получит Учения, потому что Учение посвящено не только этим, чисто относительным вещам, но гораздо более важным вопросам. Итак, в конце концов Хумкара бросил работу, начал следовать Учению этого мастера и сам стал великим Учителем.
ХУМ - это звук, который символизирует наше изначальное состояние. Когда мы говорим о трех аспектах бытия - теле, речи и уме - их символами являются три буквы: ОМ, А, ХУМ.
Наставник Хумкары научил его только одному: использовать звук ХУМ, чтобы объединять все. Ведь если бы он стал учить его методам пути преображения, содержащимся в тантре 'Нгондзог Гелпо', то бедному невежественному пастуху было бы трудно понять объяснения мандалы, форм, цветов, божеств и всего прочего. Поэтому Учитель заменил все проявления единственным изображением буквы ХУМ, чтобы объединять все бытие с присутствием звука. Этот простой метод может практиковать любой человек, даже не особо образованный и культурный. Так, выполняя эту практику и объединяя все со звуком ХУМ, Хумкара, даже не зная ни мантры, ни мандалы, обрел полную реализацию проявления Нгондзог Гелпо. Став махасиддхой, он продемонстрировал свою реализацию многим другим махасиддхам, которые, прежде чем посвятить себя практике, были учеными, или пандитами. Они спрашивали друг друга, как могло случиться, что Хумкара достиг такого уровня реализации. Когда они поняли, что он обрел реализацию, просто выполняя практику с буквой ХУМ, этот знаменитый махасиддха получил имя Хумкара.
Хумкара стал