капюшон.
Однако от каббалиста не ускользнуло, что по лицу чудотворца пробежала
легкая улыбка:
- А мне, перед тем, как собирать коэнов со всего Иерусалима, хотелось
знать - действительно ли происходит что-нибудь, или я попросту сошел с ума?
Затем он, видимо, нажал на какую-то кнопку на столе, потому что сразу в
комнату заглянул секретарь.
- Я продолжу прием людей, а ты накорми нашего гостя, - решительно
сказал рабби Элазар.
- Я еще не молился, - запротестовал Давид, на что рабби тут же
отреагировал:
- Тогда проводи его в мою комнату для молитв, а потом накорми.
- Вы хотите, чтобы я остался? - не понял Давид.
- Обязательно!
- но зачем?
- Чтобы потом помочь нам понять - был от этой церемонии какой-то прок
или нет.
Зал синагоги постепенно начал заполняться коэнами. Вскоре секретарь
объявил, что рабби Элазар сегодня никого больше принимать не будет, и
очередь, не дождавшаяся чудес, недовольно гудя, начала расходиться.
На призыв рабби Элазара в основном прибыли те коэны, которые еще не
забыли свое призвание. Они не ходят на кладбище, чтобы не оскверниться
нечистотой мертвеца, и никогда не напиваются - пьяный священник не может
служить в Храме. А Храм может быть отстроен в любой момент.
Часа через два в зале собралось много людей. Секретарь постучал в
кабинет рабби и сказал:
- Всего пришло сто восемнадцать человек! Хотите начинать?
- Разве можно считать евреев? - удивился Давид. - Считать - плохая
примета в иудаизме. Пересчетом мы как бы ограничиваем предмет, прерывая
его связь с Бесконечным.
Рабби Элазар усмехнулся:
- Я думаю, Амикама учить не надо. С каждым входящим коэном он начинал
читать новый псалом, и сейчас добрался до 118-го. Ну что, приступим?
Рабби и каббалист вышли в зал. Чудотворец двинулся сквозь толпу, по
дороге здороваясь со знакомыми коэнами. Один из них, на протянутую руку
рабби Элазара только поздоровался и убрал руки за спину. Причина все та же
- возможно, рабби недавно был на кладбище. А значит, может служить
источником ритуальной нечистоты.
Лицо рабби Элазара было закрыто капюшоном, поэтому Давид не смог
увидеть, как отреагировал чудотворец. Взобравшись на возвышение для чтения
Торы, рабби обратился к присутствующим:
- Господа! В последнее время у меня были видения... я не буду вам их
все описывать... Короче, нам просто необходимо совершить акафот, чтобы
спасти народ Израиля от неминуемой страшной опасности.
Религиозный человек живет в атмосфере непрерывного ожидания чуда.
Никому даже в голову не пришло оспаривать утверждения рабби - в конце
концов, не для собственного же удовольствия собрал он в своей синагоге
храмовых священников со всего Иерусалима. Уверившись, что вопросов не
последует, рабби сказал служке:
- Открывай ковчег!
Амикам с большой связкой ключей почти бегом приблизился к ковчегу,
открыл его и стал раздавать тяжелые пергаментные свитки подходящим по
очереди коэнам.
Давиду, который смотрел на это стороны, вспомнилось, как на военной
базе, где он проходил сборы, раздавали оружие во время ночной тревоги.
Свитков в ковчеге было много - порядка пятидесяти, так что почти
каждому коэну досталась ноша. Рабби Элазар, стоявший на возвышении, открыл
молитвенник и начал громко и надрывно выкрикивать слова молитвы. Коэны,
хором повторяя за ним, начали обход бимы по часовой стрелке.
Давид пристально следил за церемонией, и вскоре хоровод священников
начал казаться ему неким водоворотом - как будто из гигантского бассейна,
наполненного вместо воды человеческой массой, вытащили пробку.
Обычно возвышение для чтения Торы обходят семикратно - в соответствии
со структурой мира, где всякая вещь делится на семь частей, но цикл акафот
закончился, и начался новый, а рабби Элазар все повторял строки молитвы с
первой до последней - и вновь начинал сначала.
Коэны уже начали уставать. Если вначале каждый держал свой свиток Торы
как любимого первенца, не желая его уступать никому другому, то теперь все
чаще и чаще пожилые коэны передавали свитки своим молодым собратьям. Давид
пробрался сквозь толпу бредущих по кругу коэнов (это было непросто, люди
спрессовались в плотное кольцо), взобрался на возвышение и спрсил у рабби,
который как раз прервал чтение, чтобы перевести дух:
- И сколько времени вы будете продолжать акафот?
- До тех пор, пока я не почувтствую, что цель достигнута. Или пока
хватит сил у коэнов.
Только тут Давид заметил, что некоторые пожилые люди уже сидят на
скамьях