натуры, а красочные описания Пселла казались ему чем-то вроде
современных фильмов ужасов (один такой он смотрел однажды в доме у
знакомого трактирщика).
Тут монах заметил, что вся книга была исписана чьими-то заметками -
тонкие строчки красного чернила перелетали со страницы на страницу.
Неизвестный читатель Пселла писал по-гречески, однако выявлял недюжинное
знание и прочих языков.
Отца Николая вначале привлекло замечание: подчеркнутый абзац, рядом же
написано: А не так, как считает римская церковь... Далее следовала
длинная цитата на латыни, которую отец Николай понимал не очень хорошо. Но
видно, писал свой брат, православный монах - если полемизирует с
католиками.
В некоторых местах рядом с греческим именем демона шло его название
древнееврейскими буквами, а затем транскрипция обратно на греческий,
иногда с изменением и правкой: Лучше говорить так. Пару раз на полях
стояло странное замечание: Невозможно проверить. Целые абзацы были
отчеркнуты, а рядом написано: Просто переведено из... Далее, очевидно,
следовало название книги, записанное арабскими буквами.
Иногда и вовсе несуразные знаки появлялись на страницах книги (отец
Николай мог поклясться, что в виденном ранее издании этих странных
рисунков, выдаваемых за подписи демонов, не было). Но и тут неведомый
полемист не успокаивался: На самом деле выглядит так - и летящий знак,
подобный пьяной молнии, перечеркивал чуть ли не пол-страницы.
Интересно, кто же это грамотей такой выискался, - подумал отец
Николай, осмотрев книгу спереди и сзади. Она не имела ни печати
монастырской библиотеки, ни подписи владельца. История монастыря тоже не
сохранила имени знатока демонологии.
Чтение тайной, на грани с кощунством книги, незаметно увлекло монаха.
Он уже сам начал делать язвительные замечания, подобные тем, что оставило
в книге перо неведомого комментатора.
Демон Просел появляется в образе ангела, он - великий и всесильный
герцог.
Загадочно говорит о сокрытых вещах, обучает геометрии и гуманитарным
наукам, по воле вызвавшего его делает большие волнения и потрясения,
подобные огромным водоворотам; также согревает воды и смягчает купание.
Вот почитаю еще немного, потом пойду и приму душ. Солнечный бойлер
работает, и демоны никакие не нужны. Сейчас закончу, пока вода в баке не
остыла, - монах перевернул еще несколько страниц, задерживая свой взгляд
только на самых интересных персонажах.
Демон Балам, ужасный и могущественный повелитель, является в виде
существа с тремя головами - бычьей, человеческой и бараньей. У него
змеевидный хвост, а в глазах сверкает пламя; он еде на разъяренном
медведе, неся на запястье ястреба-тетеревятника; говорит хриплым голосом.
Дает истинные ответы относительно прошлого, настоящего и будущего, делает
людей невидимыми и наделяет остроумием.
Ну прямо цирк какой-то, - отец Николай уже почти что пришел в хорошее
настроение.
Демон Гомори, появляется в образе прекрасной женщины, увенчанной
герцогской короной... - Ну, это мы читать не будем, - монах перелистнул
еще пару страниц.
Демон Оиас, великий маркиз, появляется как лев, оседлавший сильного
коня; у него змеевидный хвост, и в правой руке он держит огромных шипящих
змей. Наделяет знаниями о планетах и созвездиях; превращает людей, дает
звания, в том числе духовные, а также расположение друзей и противников.
На следующей странице целый абзац был густо обведен красными чернилами,
так что получилось некое подобие рамки, изрядно попортившей соседние
строчки. Рядом с рамкой на полях заглавными греческими буквами стояла
надпись: ОПАСНОСТЬ!
Рамка заключала в себя следующий текст:
Демон Андрас, великий маркиз, появляется в виде ангела с головой
черного ворона, верхом на сильном черном волке, в руке его сверкающий
острый меч. Он сеет разногласия и уничтожает неосторожных.
От рамки тонкая красная стрелка указывала вниз, к концу страницы. А там
рукой неведомого знатока мира демонов было выведено:
Он способен убить даже самого Иисуса Христа и его Апостолов.
Что за чушь! - в гневе отец Николай чуть было не захлопнул книгу. -
Какая бессмыслица! Как можно убить Господа нашего?!
Однако надпись гласила именно это - и ничего более. Что самое
удивительное (монах быстро перелистал книгу до конца) - дальше красные
чернила не сделали ни одной строчки.
Наконец, поставив О деяниях демонов на полку поближе к выходу, отец
Николай двинулся в душ. Однако увиденная строчка не давала ему покоя.
Что это значит? -