через алмаз.
- Я хочу этот камень, - улыбаясь, сказал он. - В
нем - цвета неба.
Растянувшись в гамаке, старик положил камень и ал-
маз себе на живот.
- А сейчас я хочу, чтобы ты рассказала мне о шапори
Хуане Каридаде. Я хочу послушать обо всех снах, в кото-
рых появлялся этот человек.
- Не знаю, получится ли у меня вспомнить все это.
Когда я смотрела на его худое морщинистое лицо и
истощенное тело, меня посетило странное ощущение, что я
знаю его много дольше, чем могу вспомнить. Во мне прос-
нулась хорошо знакомая, мягкая реакция на его улыба-
ющиеся глаза, постоянно следящие за моим взглядом. Ус-
троившись поудобнее у себя в гамаке, я легко и плавно
начала говорить. Когда я не знала нужного слова на языке
Итикотери, я заменяла его испанским аналогом. Казалось,
Пуривариве не замечал этого. У меня было ощущение, что
его больше интересуют звуки и ритм моих слов, чем их
действительный смысл.
Когда я закончила свой рассказ, старик выплюнул
шарик табака, который Ритими приготовила ему, прежде
чем уйти работать в огородах. Мягким голосом он заговорил
о женщине-шамане, о которой уже рассказывал Камосиве.
Имаваами слыла не только великим шапори, она также бы-
ла великолепным охотником и воином и вместе с мужчи-
нами воевала против враждебных племен.
- Может быть, у нее было ружье? - спросила я, наде-
ясь узнать о ее личности побольше.
С тех пор как я впервые услышала о ней, мной овладе-
ла мысль, что, возможно, это была пленная белая жен-
щина. Возможно, все происходило в то время, когда испан-
цы впервые приехали на эти земли в поисках Эльдорадо.
- У нее был лук и стрелы, - сказал старый шаман. -
Ее яд мамукори был самым лучшим.
Стало ясно, что независимо от того, как формулировать
вопросы, невозможно было узнать, была ли Имаваами
реальным лицом или персонажем из мифологического эпо-
са. Все шапори говорили, что Имаваами жила очень давно.
Я уверена, что старик не уклонялся от ответа: у Итикотери
просто было принято неопределенно говорить о прошедших
событиях.
Иногда по вечерам, когда женщины готовили ужин,
Пуривариве садился у огня в центре деревни. Все от мала
до велика собирались вокруг него. Я всегда старалась найти
место поближе к нему, потому что не хотела пропустить ни
слова из того, что он говорил. Тихим монотонным голосом,
слегка в нос, он рассказывал о том, откуда произошли че-
ловек, огонь, наводнения. Луна и Солнце. Я уже знала не-
которые из этих мифов. Но всякий раз, когда он переска-
зывал их, мифы принимали новую невообразимую форму.
Согласно своему собственному видению каждый рассказчик
приукрашал и дополнял основной миф.
- Какой же из этих мифов является настоящим рас-
сказом о сотворении? - спросила я Пуривариве, когда он в
один из вечеров закончил рассказ о Ваипилишони,
женщине-шамане, которая сотворила кровь, смешав оното
с водой.
Она дала жизнь древовидным телам брата и сестры,
заставив их выпить эту смесь. Вечером раньше шапори рас-
сказывал нам, что первый индеец был рожден из ноги че-
ловекоподобного существа.
Мгновение Пуривариве в растерянности рассматривал
меня.
- Они все реальны, - наконец произнес он. - Разве
ты не знаешь, что человек создавался много раз и в разное
время?
От удивления я тряхнула головой. Он дотронулся до
моего лица и засмеялся.
- Какая же ты еще глупая. Слушай внимательно. Я
расскажу тебе обо всех случаях, когда мир разрушался
огнем и наводнениями.
Несколькими днями позже Пуривариве объявил, что
Шорове, старший сын Ирамамове, должен будет пройти
посвящение в шапори. Шорове было семнадцать-восемнад-
цать лет. У него было худое, ловкое тело и смуглое, изящно
очерченное лицо, на котором темно-карие сверкающие гла-
за казались слишком большими. С одним лишь гамаком он
поселился в маленькой хижине, построенной для него на
расчищенной площадке. Женщинам было запрещено под-
ходить к этому жилищу, так как, согласно поверью, хекуры
избегают их. Не подпускали даже мать Шорове, его бабуш-
ку и сестер.
За посвящаемым должны были следить молодые люди,
которые никогда не были с женщиной. Именно они вду-
вали эпену Шорове, следили за огнем в хижине и достав-
ляли ему каждый день достаточное количество воды и ме-
да, единственной пищи, разрешенной при инициации.
Женщины всегда оставляли достаточно дров рядом с шабо-
но, поэтому Шорове не нужно было ходить далеко в лес.
Мужчины приносили ему мед. Каждый день шапори за-
ставляли их ходить далеко в лес за новыми запасами.
Шорове проводил большую часть времени, оставаясь в
хижине