куски мяса. По углам
были свалены мачете, топоры и дубинки. Пол был усеян
хворостом, сучьями, банановой кожурой и черепками
глиняной посуды.
Ритими села со мной в один гамак. Как только я
допила сок из пальмовых плодов, которым угостила меня
хозяйка, она положила мне на колени младенца. - Прила-
скай его.
Крутясь и извиваясь у меня в руках, младенец чуть не
выпал на землю. А посмотрев мне в лицо, он вообще за-
ревел.
- Ты его лучше забери, - сказала я, отдавая женщине
ребенка. - Маленькие дети меня боятся. Я не могу их тро-
гать, пока они ко мне не привыкнут.
- В самом деле? - спросила женщина, подозрительно
глядя, как Ритими укачивает ребенка.
- Наши младенцы так не орут. - Ритими бросила на
ребенка презрительный взгляд. - Мои дети и дети моего
отца даже спят с ней в одном гамаке.
- Я позову старших детей, - сказала женщина, зна-
ками подзывая девочек и мальчиков, выглядывавших из-
за банановых связок у покатой крыши.
- Не надо, - сказала я. - Я знала, что они тоже
испугаются. - Если ты заставишь их подойти, они тоже
будут плакать.
- Да, - сказала одна из женщин, зашедших с нами
в хижину. - Дети усядутся вместе с Белой Девушкой, как
только увидят, что их матери не боятся трогать ее волосы
цвета пальмовых волокон и бледное тело.
Вокруг нас собралось несколько женщин. Сначала осто-
рожно, потом все смелее их руки ощупывали мое лицо, за-
тем шею, руки, груди, живот, бедра, колени, икры, пальцы
ног; ни одна частица моего тела не осталась необследован-
ной. Наткнувшись на след от укуса москита или царапину,
они плевали на нее и растирали это место большим паль-
цем. Если укус оказывался свежим, они высасывали яд.
Хотя я уже привыкла к бурным и скоротечным прояв-
лениям нежности со стороны Ритими, Тутеми и детей
Итикотери, мне все же стало довольно неуютно под ощупы-
вающими прикосновениями многих рук. - Что они дела-
ют? - спросила я, указав на группу мужчин, сидящих на
корточках перед соседней хижиной.
- Они приготавливают листья ассаи для танца, -
ответила женщина, положившая мне на колени ребенка. -
Ты хочешь на это посмотреть?
- Да, - живо сказала я, желая отвлечь от себя их
внимание.
- А Ритими должна сопровождать тебя, куда бы ты ни
пошла? - спросила женщина, когда Ритими вслед за мной
поднялась из гамака.
- Да, - сказала я. - Если бы не она, я не пришла бы
в гости к вам в шабоно. Ритими заботится обо мне с тех пор,
как я пришла в лес.
Ритими одарила меня лучезарным взглядом, а я пожа-
лела, что не сказала ей чего-нибудь в этом роде раньше. До
самого нашего ухода ни одна из женщин Мокототери боль-
ше не оспаривала право собственности Ритими на меня.
А возле хижины мужчины расщепляли острыми
палочками еще не развернувшиеся бледно-желтые листья
молодой пальмы ассаи. Завидев нас, один из мужчин под-
нялся во весь рост. Вынув изо рта жвачку, он утер ладонью
капающую с подбородка слюну и приложил пальмовый
лист к моей голове. Улыбаясь, он показал на тонкие зо-
лотистые прожилки, едва заметные в свете заходящего сол-
нца. Он потрогал мои волосы, сунул жвачку обратно в рот
и, ни слова не говоря, продолжил свое занятие.
С наступлением темноты на деревенской площади
разожгли костры. Выстроившиеся с оружием в руках вокруг
костров, мужчины Итикотери были встречены хозяе-
вами бурей приветственных криков. Пара за парой Итико-
тери протанцевали вокруг поляны, замедляя темп перед
каждой хижиной, чтобы все могли налюбоваться их
праздничным облачением и танцевальными па.
В последней паре танцевали Этева и Ирамамове. При
виде их идеально согласованных движений зрители взре-
вели от восторга. Они не танцевали по кругу вдоль хижин,
а оставались вблизи костров, кружа и вращаясь с нараста-
ющей скоростью в ритме вспышек пламени. Резко оста-
новившись, Этева и Ирамамове взяли наизготовку луки и
нацелили стрелы на мужчин Мокототери, стоящих перед
хижинами. Затем, громко расхохотавшись, оба возоб-
новили танец под неистовые восхищенные вопли зрителей.
Хозяева пригласили мужчин Итикотери отдохнуть в
своих гамаках. Пока подавалось угощение, на поляну вор-
валась группа мужчин Мокототери. - Хаии, хаиии,
хаииии, - выкрикивали они, ритмично двигаясь под стук
луков о стрелы и со свистом размахивая пальмовыми
листьями.
Я с трудом различала фигуры танцоров. Временами
они, казалось, сливались в единое целое, временами распа-
дались. Из колыхания пальмовых листьев выныривали в
пляске то руки, то ноги. Черные, похожие вдали от света
костров на огромных крылатых птиц силуэты превра-
щались