мыслей на избранном предмете.
Такие концентрации и медитации составляют самую важную часть духовного
воспитания. И, наконец, четвертая книга Учения - "Знаки Агни Йоги" - начинается
с приветствия "старшей Раджа-Иоге", матери всех медитативных методов, и
подчеркивает, что правильное естественное развитие сил духа у Агни Йога
неизбежно делает его Раджа-Иогом. Есть мнение, что Агни Йога выступает против
коллективной медитации. Однако, и это мнение основано на недоразумении. Уже
говорилось о положительной оценке учением дисциплины дзенских монастырей, одним
из существеннейших стержней которой была практика коллективной медитации
дзен-буддистов, проводимой в одном зале. Учение утверждает, что совместная мысль
двух родственно настроенных людей оккультно увеличивает свою силу в семь раз и
рекомендует создавать духовное содружество, занятое ростом психической энергии и
силы очищенной мысли. Оно рекомендует также изучать опыт групп, объединенных
какойто совместной творческой деятельностью (например, певческие народные хоры)
и тем накапливающих психическую энергию. Опыт таких групп, чья деятельность
представляет собой неосознанную динамическую медитацию, очень полезен для групп,
ведущих духовную работу. Подобное изучение и гармонизация медитации могут
достигать колоссальных результатов. Агни Йога утверждает, что "систематически
спаянная группа из 12 человек может управлять галактическими процессами". И
наконец, важнейший метод коллективной медитации, принимаемый и приветствуемый в
Агни Йоге,- совместные мысленные посылки, осуществляемые гармонизованной группой
людей для очищения пространства. Все вышеприведенное свидетельствует о том, что
и сами Рерихи, и Великие Учителя Востока блестяще знали медитативные традиции
различных времен и народов, признавали полезными многие виды медитации, не
ограничивая свой взгляд классической сидячей позой. В то же время было бы
неправомерно утверждать, что отношение Агни Йоги к медитации однозначно
апологетическое. Есть такие виды медитативных практик, которые оцениваются
Учением либо как вредные, либо как недостаточно эффективные методы. К вредным
видам Учение относило: 1) всевозможные психотехники, искусственно облегчающие
выделение астрального тела, 2) усиленную пранаяму и медитацию, связанную с
задержками дыхания; 3) механическую концентрацию внимания на тех или иных чакрах
или центрах без высоких духовных установок; 4) подъем энергии Кундалини без
предварительного нравственного очищения, развития воли и самопознания; 5)
медитации, основанные на чисто умственных мозговых образах Высшего без участия
сердца и проводимые в отравленной тонкой атмосфере больших городов. Согласно
Агни Йоге, вредными эти медитации считались потому, что они основаны на подмене
естественного духовного пути механическими искусственными упражнениями, что
нарушает психологическое равновесие человека и, в условиях загрязненной
психосферы мегаполиса, может пагубно отразиться на его здоровье и психике. Они
привлекают к человеку неуправляемые тонкие силы, которые ведут себя по отношению
к медитирующему как вампиры. К недостаточно эффективным для изменяющейся эпохи
медитативным методам Учение относит западные приемы суггестии и гипнотического
внушения, основанные на жестокой мозговой воле и сверлящем взгляде гипнотизера
(что уступает восточной целительной науке сердца), а также длительную
классическую медитацию в неподвижной позе. Причина устарелости этих методов - в
недооценке новой эволюционной роли сердца, а также в уходе от жизни, между тем
как нынешний этап эволюции планеты предполагает активное созидательное участие
Агни Йога в делах мира. Но означает ли, что заповеданный Живой Этикой
естественный духовный путь сердца и устремления к Высшему вообще не нуждается ни
в каких видах медитации, сосредоточения и специальной сознательной работе над
мыслью и сознанием? Со всей определенностью необходимо сказать: нуждается!
Утверждать обратное - значит искажать Учение, выхолащивать из него высокий
Гнозис и смысл. Огненная Йога Жизни - это не простое продолжение Карма-Йоги, но
переустройство бытия, предполагающее выход на новый уровень напряжения мысли и
духа. Огненная Йога Сердца - это не просто продолжение Бхакти-Йоги, но
трансформация чувства любви в изменившихся космических условиях до вселенских
масштабов. Огненная Йога Духа - это не просто романтическое устремление к
абстрактным светлым идеалам без знания законов духовной алхимии. Естественность
пути Агни Йога