духовный оттенок - явится предварительным условием, предшествующим возможности обретения положительного результата в проведении основного ритуала. Однако и в лучших из магических систем вызывания всегда представлены как процессы, следующие за основным заклинанием высших космических жизненных сил или внутреннего демона, святого ангела-хранителя, хотя последнее, как уже говорилось, обычно предшествует. Единение с богами и Адонаем следует искать при помощи любви,
а смешение сущностей заключается в отказе от собственного эго и отказе от всего мелочного, жалкого и несущественного. Высшее заклинание предполагает прежде всего жертвенность, разрывание связей с земным. Подобно тому как входящий в пределы Царствия Небесного оставляет за собой все изваяния и образы храма внешнего, или как те, кто входит во внутреннее святилище, в святая святых, проходят обряд очищения, снимая одежды свои и ступая нагими, не стыдясь наготы, так и душа должна подходить к своей цели.
Если коротко описывать действия, предписанные Абрамелином, то они практически не отличаются от вышеописанной процедуры. Прежде всего, в специально отведенной для этого и освященной комнате призывается ангел, который после появления произносит особые поучения и дарует магу власть вызывать Четырех Великих Принцев зла Мира.
Результат заклинаний ангела разными людьми будет неодинаков. Адонай, в зависимости от того, кто именно его вызывает, является в иных обличьях и видах. Кроме того, - как подтверждает эту мысль Ямвлих, - таланты, раскрывающиеся в результате таких проявлений, различны, как различны плоды разных фруктовых деревьев. Но присутствие богов наполняет наше тело здоровьем, дух - добродетелью, душу - целомудрием, а разум - чистотой, одним словом, поднимает в нас все, соответствующее высокому принципу. Какие мечтания человек лелеял в себе в течение жизни, к какому восприятию и пониманию своего ангела он стремился, таким будет и результат его мистического брака. Плод будет в точности соответствовать его любви.
Каждый из тех, кто начинает изучать магию, восходящий или входящий на мистическую гору розенкрейцеров Абиегнус2, увидит перед собой простирающуюся вплоть до самого горизонта священной земли обетованной именно ту панораму, что представлялась либо потенциально существовала в нем до того, как Видение породило ее. Ибо гора - это символ вершины души, когда она уходит в себя, она уменьшается до своего божественного основания. Тогда память и воображение пронизываются великолепным сиянием, исходящим от иной, высшей природы, и получают от него вдохновение. То, что зарождается в Руахе, пробуждается к жизни благодаря действию и огню Адонай. Наше вдохновение станет подобным его вдохновению, гениальность же, которая проявится миру вследствие мистического союза, выразится в поэзии, искусстве, музыке либо в иной, не менее признанной, творческой сфере.
Мне вспоминаются строки Упанишад, в которых говорится об этом же. Если кто-то приближается к я, которое есть брахман, с верой в то, что перед ним - власть и могущество, тот обретает власть и могущество. Если же дать человеку увидеть в царственном великолепии брахмана небесные знания и мудрость, он наполнится мудростью я. Если же он устремляется к нему как к творцу песен, он и станет певцом. Иными словами, каким в своем воображении теург представляет ангела, таким он перед ним и предстанет, он поднимется из самых глубин его сердца, подобно откровению и вдохновению.
Если теург обратится к ангелу исключительно как к символу любви, мира и доброты, Адонай явит миру эти благородные и плодоносные аспекты. Блестящим примером в данной связи может послужить такая выдающаяся личность, как святой Франциск Ассизский3, а также Будда4, который устремлялся к Знанию, с помощью которого надеялся найти для человечества средство избавления от всех его несчастий и страданий, где последние есть символ первого. Здесь же лежит и ответ на вопрос: Если мистицизм и магия одаряют человека гениальностью, тогда почему же такое большое число вполне признанных мистиков и магов не выказывают ни единого ее признака? Только потому, что их устремления весьма скромны; в их желания не входило стать заметными фигурами на земле, как не стремились они и внести значительный вклад в ту или иную сферу искусства.
Все величие своей работы они вложили в повседневную жизнь, оставаясь при этом в своих действиях личностями скромными. Но подобно отшельнику из колоды карт Таро, облаченному в монашеское одеяние, они несли в себе ангельский свет, вполне тайно, чтобы на тех, которым довелось с