слов есть огненный столп, возвышающийся вертикально, подобно могучей колонне, в астральном свете. Когда с губ мага слетают буквы имени и уносятся в эфир, ему следует представить, будто бы его собственное сознание в астральном свете уходит за ними, отправляется в путешествие сквозь тонкое пространство, взмывая по колонне ввысь.
Маг должен представить, что следующее произнесенное им варварское слово занимает на колонне места вдвое больше, чем предыдущее, и к тому времени, как придет очередь произнесения последнего слова - давайте сейчас пока забудем о действии и силе, присущих самому заклинанию, - сознание мага достигнет состояния высшего восторга, а эго его переполнится чувством удивления и усталости. Колонна, видимая духовным оком, должна в конце заклинания увеличиваться в размерах, устремляться, подобно башне, ввысь до того момента, когда воображение будет уже не в силах постичь ее подавляющую высоту и величие, изумится своему творению. Чувства благоговения и удивления, вызванные прохождением варварских слов вверх по огненному столпу, есть требуемые предвестники появления магического восторга и экстаза. Следует сказать, что в процессе проведения ритуалов теург сможет сам изобрести и другие методы, более подходящие к его темпераменту, в равной степени действенные в момент произнесения варварских слов.
* * *
В качестве дополнительных средств проведения магических ритуалов, делающих их живее, нередко используются танец, музыка и звон колокольчиков. Колокольчики, независимо от их размера, частоты ударов, должны звенеть в унисон, количество же их определяется ритуалом. Используются они для того, чтобы возвестить о власти, вывести ноту триумфа мага и привлечь отвлекшееся внимание. Применение музыки - элемент гораздо более сложный, поскольку восприятие ее зависит от индивидуальных качеств человека. Лучше всего будет во время заклинаний совсем обойтись без музыки, поскольку она по большей части отвлекает внимание теурга, хотя в начале церемонии музыку использовать желательно, так как она помогает быстрее достичь состояния восторга и экстаза. Правда, использование музыки предполагает наличие музыканта или музыкантов, малейшая ошибка которых в исполнении мелодии приведет к сбою в проведении церемонии, и, как следствие, к провалу всего ритуала. Применительно к проведению церемоний рекомендуется иногда использовать скрипку и арфу, поскольку на них можно выводить ноты, максимально способствующие достижению трансцендентного состояния и состояния восторга.
В выполнении некоторых видов магической работы, требующей подъема энергии или успокоения ума, используется там-там. Довольно просто заставить ум следовать за ритмичными ударами, которые можно делать чаще, а можно - реже, громче или тише. Постепенное затихание ударов и следующая затем тишина приводят ум в состояние спокойствия и умиротворения. Монотонность восточной музыки предполагает религиозное, мистическое настроение. В музыкально-танцевальном представлении, на просмотр которого пригласили одного из друзей автора этих строк во время посещения им острова Ява, принимало участие примерно десять исполнителей, одетых в гротескные, вычурные и в то же время яркие и броские костюмы и маски, характерные для Востока, где жители очень склонны к внешнему эффекту. Оркестр состоял из трех человек: трое играли на большом инструменте, внешне напоминавшем ксилофон, но имевшем всего пять нот, остальные двое играли на яванских барабанах.
Представление продолжалось пять часов кряду, а танец состоял главным образом из движений рук и пальцев. В продолжении всего действия оркестранты с жаром выводили монотонную музыку под однообразный ритм. В конце концов присутствующие европейцы почувствовали, будто все их чувства притуплены и музыкой, и ритмом, и впали в молчание.
Очень полезным во время магического сеанса может быть танец, простой, состоящий всего из двух движений, сопровождающийся ударами там-тама и чтением мантры про себя; исполняемый по окружности магического круга или по периметру комнаты, он может стать предвестником экстаза. Маг должен обратить особое внимание на танец, поскольку его основной характеристикой является ритм, а в ритме и грациозности, аспектах танца, заключается вся природа.
Танец в природе - это спектакль в развитии и движении, ибо движение есть главнейший элемент жизни, и эта танцевальная тема бесконечна. Экстатические состояния природы и ее творений перешли в сферу повседневного использования, повторяясь снова и снова в присущих народам методах выражения. Музыка этих сфер, танец духов