через звездный мир воображения. Эта сущность - кристаллическая линза нашего творческого я, сила его способна творить настоящие чудеса, она несет помощь слабым и, самое главное, дарует людям, ради их благополучия, откровения духа.
ГЛАВА ВОСЬМАЯ
ТРЕНИРОВКА ВОЛИ
В своем введении к книге The Yoga Aphorisms of Patanjali (Патанджали, афоризмы йоги)
Уильям К. Джадж утверждает, что древнеиндийские мудрецы знали тайну развития Воли, они имели представление о том, как в десятки раз увеличить силу этого качества. И эта вековая тайна увеличения силы Воли и Разума никогда не терялась. Воля для тех, кто посвятил себя божественной теургии, является наиглавнейшим фактором, без которого невозможно достичь желаемого духовного совершенства, ибо она лежит в основе увеличения потенциальных, латентных способностей человека; без пробуждения их немыслимо духовное изменение. Воля - это абсолютно действенная, непоколебимая сила, сознательное манипулирование которой ведет к трансцендентальному благословению. Воля не может быть ни хорошей, ни плохой, она всего лишь сила, одинаково пробуждающая, оживляющая все.
В книге Леви Трансцендентальная магия содержится множество утверждений, я приведу лишь некоторые из них: Если вы собираетесь управлять собой и другими, научитесь Воле... Но как научиться Воле?.. Наблюдения, очевидно мельчайшие в своей незначительности и по сути своей чуждые предлагаемому результату, тем не менее способствуют его появлению, благодаря тренировке Воли, благодаря упражнениям... Человека можно изменить привычкой, которая, как гласит пословица, становится второй натурой. Постоянными физическими упражнениями можно развить свое тело до необычайности, сделать его сильнее и подвижнее либо даже создать новое, крепкое и упругое. То же самое можно сказать и о развитии душевных качеств.
Суть этого утверждения, настолько неожиданного, что, я уверен, способного многим показаться просто безрассудным, сводится к следующему. Сознательное наложение на себя бремени аскетизма, отрицание себя во время развития некоторых качеств, наличие которых в обычной жизни считается обязательным, есть кратчайший путь к постижению искусства жизни, к обучению управления собой и освобождения от превратностей, приливов и отливов, непреходящего потока, называемого жизнью, и обретения совершенной воли. Очень важно отметить слова сознательное наложение на себя бремени аскетизма и место их в тексте - они идут после фразы благодаря тренировке Воли, благодаря упражнениям; и именно здесь находится самое важное, именно здесь лежит ключ к Вратам Воли.
Прежде чем начать анализ приведенного выше утверждения, следует подумать, каким образом мы можем трактовать его как самоотрицание, отвергающее только не-я тех вещей, к которым оно стремится и которых страстно желает, дабы в ослепляющую тьму впустить поток света Истинной Воли, Внутреннее Видение, настоящее я. Последнее абсолютно не отвергается. Как раз только Руах и желает, чтобы сущность, чей эгоизм изменяется с каждым прошедшим часом, которая, отрицая себя, дисциплинируется, могла стать полезнейшим инструментом в руках святого ангела-хранителя и равных ему, и чтобы они без промедления и ограничений начали свою работу.
Примечательным фактором в данной связи является то, что клятва аскетизма должна иметь свое, надлежащее место. Клятва должна браться только при наличии четко поставленной и понятной цели, которую ни в коем случае не должна превышать. Как только начинаются метания или отклонения - все сразу теряется. Как только клятва начинает превосходить пределы или ограничения, определенные заранее обдуманным намерением, аскетизм превращается в такой же страшный недостаток, как сладострастие или похотливость, и начинает проникать в тончайшие склонности и стремления эго, чего каждый должен остерегаться и чему обязан препятствовать.
Некоторые критики аскетизма утверждают, что он есть форма самолюбия и эгоизма. Когда стрелы подобной резкой критики направлены только в тех, кто злоупотребляет аскетизмом, тех, кто воспринимает свое добровольное самоотречение и крикливо рекламирует его как высшее достоинство и кто получает массу удовольствия, когда их поведение расхваливается публично, то в этом случае, и ни в каком другом, данное обвинение совершенно справедливо. А теперь я просил бы вас понять, что аскетизм не является ни недостатком, ни достоинством, так же, как и сама Воля не может быть ни хорошей, ни плохой. Сам по себе аскетизм не обладает никакими качествами, ни положительными, ни отрицательными, он всего лишь удобное, подходящее