повторений теург стремится привести свое воображение и сознание в состояние восторга, для того чтобы в высшей точке экстаза найти единение с божественным.
Данный вид церемонии наиболее эффективен для людей с очень развитым поэтическим и эстетическим чувством. Совершенно очевидно, что символическое представление того, что раньше было фактическим духовным процессом для почитаемой Личности, не может не породить в теурге, за счет игры его воображения, высшего сочувствия и ощущения гармонии с этой Личностью, что и является высшей целью драматического представления. Короче говоря, в драме маг воображает себя богом, переживает за него все с ним происходящее, испытывает тождественные ощущения, а слова, которые во время действия им произносятся, служат дополнительным средством создания чувства еще большей идентичности.
Именно это свойство драматических ритуалов заставляло несколько поколений магов не очень высокой степени посвящения использовать во время церемоний, помимо определенно театрального реквизита - масок и одежды, театральные же приемы, например гротеск. С центральной темой драматического ритуала мы сталкиваемся часто, наблюдая либо за проведением мессы в католической церкви, за ритуалом посвящения в младшие адепты ордена Золотого Рассвета или получения третьей степени (градуса) масонства, либо за дионисийскими празднествами в Вакханках.
В каждом из этих случаев в драматической форме повторяется жизнь просвещенного адепта, иначе говоря, в магической форме разыгрывается спектакль, центральная тема которого - жизнеописание существа, чье сознание стало божественным. Театральными средствами рисуется образ человека, который умирает фактически или в мистическом смысле, а затем воскресает, но уже как бог, излучающий божественную мудрость и силу. Именно потому, что для древних египтян Осирис был лучшим из примеров того, как личность может преодолеть свою связь с человеческим, обрести единение с Божественным и остаться для будущих поколений людей символом возрождения, в различных главах Книги мертвых умерший, обращаясь к судьям в Зале Судилища идентифицируется с ним.
Драматический ритуал, который древние египтяне выполнили с целью вызывания Осириса в Абидосе, представлял собой театрализованное представление, состоящее из восьми действий. В первом показывалась процессия, где древний бог смерти, Упвавет, прокладывал путь Осирису. Во втором действии сам великий бог
являлся в священной ладье, куда также позволялось зайти немногим, наиболее ярким паломникам. Путь ладье преграждала толпа актеров, представляющих прислужников и стороников Сета, врага Осириса... Затем следовало сражение, в котором, однако, противники наносили друг другу раны настоящим, а не бутафорским оружием... Скорее всего, сражение имело место в третьем действии и служило аллегорическим подтверждением триумфа Осириса. В четвертом на сцену выходил Тот и искал тело поверженного божества. После этого шли церемонии подготовки к погребению Осириса, затем похоронная процессия направлялась в пустынный храм, находящийся неподалеку от Абидоса, где Осириса клали в гробницу. Следующим действием была великая битва между Гором (сыном Осириса и Исиды), мстящим за смерть отца, и Сетом. В последнем акте появлялся сам воскрешенный Осирис и во главе триумфального шествия входил в храм в Абидосе.
Но мистерии, театральные представления, в которых имитировались земные дела бога, разыгрывались не только в честь Осириса, но и в честь Исиды, Хатора, Амона, Пашта и других богов и богинь, не имевших своего земного воплощения. Целью групповых драматических ритуалов в их честь был вызов их.
В католической мессе поминается божественная жизнь и служение Сына христианского Бога, смерть Спасителя на кресте, Его последующее воскрешение в славе и вознесение на небеса. В прошлом празднование мессы сопровождалось роскошными процессиями и пышными, помпезными мистериями или театрализованными представлениями; и здесь же следует признать, что в отсутствие магических приемов весь внешний эффект немногого стоит. В ритуале посвящения в третью степень (градус) масонства разыгрывается драматическое действо гибели великого мастера, Хирама Абиффа, и его последующее воскресение при помощи магического приема, после чего звучит то самое утерянное магическое слово, воскресившее X. А.
Прекрасной постановкой и оформлением отличается принятый в ордене Золотого Рассвета ритуал посвящения в младшие адепты; здесь показывается очень насыщенная, богатая разнообразными событиями, в том числе и путешествиями, жизнь основателя ордена розенкрейцеров