элемента. Каждый из них вы должны сами отчетливо осознавать, иначе будет невозможно внедрить их в сознание мишени.
Итак, первый элемент - это описание или характеристика ситуации или проблемы, с которой вы столкнулись. Создавая его, вы должны отчетливо представлять себе всю ситуацию, которую будете впоследствии внедрять в сознание мишени. Она должна быть яркой, конкретной и однозначной для восприятия.
Второй элемент - это мотивация для действия. Она включает в себя обоснованную причину ваших последующих действий и напрямую вытекает из ситуации, в которой человек оказался.
Третий элемент - образ (или энграмма) действия, к которому привели характеристика ситуации и мотив к действию. Он также должен быть ярким и однозначным. Если вы сами будете находиться в растерянности и замешательстве, то этим же будут отличаться и действия человека, на которого вы воздействуете.
И последний, четвертый элемент - результат вашего действия, то есть все то, что вы планируете достигнуть, решив ту или иную проблему.
Давайте для примера разберем поэтапно элементарную программу, одну из тех, которую вы прорабатываете сами ежедневно.
Допустим, ваш ребенок болен, у него сильный кашель (это - первый элемент, характеристика ситуации, в которой вы оказались). Мотивом для ваших дальнейших действий (вторым элементом программы) служит то, что вы хотите его лечить. При этом вы не знаете точно, что с ним, насколько серьезно он болен. Следующее ваше действие (это третий элемент) - вызов врача на дом. А результат, которого вы планируете достичь с помощью лечения, - здоровый, активный ребенок и обретенное вами спокойствие.
Или другой пример. Вы заблудились в лесу (ситуация). Мотив для действия - ваше желание из него выбраться, так как дома вас ждет семья, которая скоро начнет волноваться, а кроме того, завтра утром вам нужно быть на работе. Вы уже представляете, как ваши домашние, разыскивая вас, обращаются в милицию, обзванивают все больницы и морги. Затем ваше воображение пе-
реносит вас на работу, и вы отчетливо представляете себе, как будете выглядеть в глазах сотрудников и строгого начальства, рассказывая всем, переминаясь с ноги на ногу, какой лес был темный, как вас угораздило отстать от своей компании и сколько страху вы натерпелись.
Мотивация в данном случае по силе своей энергетики может значительно превысить все остальные элементы программы и тем самым свести саму программу на нет. Вы можете быть настолько обеспокоены случившимся, что у вас возникнут серьезные проблемы с выработкой энграммы действия. Не случайно говорят, что если человек чего-то очень сильно хочет, стремится к чему-то до безумия, то это что-то оказывается для него неосуществимым. Мой совет в данном случае следующий:
нужно снизить значимость мотивации действия и только затем приступать к следующему этапу программы. Это одно из основных правил составления и использования программ.
Итак, вы в лесу. Придется предпринимать какие-то действия. Каждый человек, оказавшийся в такой ситуации, действует по-своему. Кто-то пытается сориентироваться по компасу или по солнцу, кто-то прислушивается к звукам, свидетельствующим о наличии неподалеку шоссе, железной дороги или других людей, и идет на эти звуки; кто-то изо всех сил стремится докричаться до своих. В любом случае человек пытается выработать какую-то энграмму действия или нескольких действий, если того требует ситуация. Таким образом составляется третий элемент программы. И все это в надежде получить определенный результат (четвертый элемент): вернуться домой вовремя и прийти на работу как ни в чем не бывало.
Эти программы могут быть элементарными, совсем простыми, создаваемыми автоматически по двадцать раз на дню, не требующими никакого осмысления ситуации и выработки планов. А могут быть и посложнее, как в примере с человеком, заблудившимся в лесу или даже еще сложнее. Если речь идет о решении какой-то непростой жизненной проблемы, создание программы может
занимать неограниченное количество времени. Как вы в дальнейшем убедитесь, самое сложное в ней - это третий элемент, энграмма действия. В этих случаях человек не знает, что именно нужно делать для достижения результата. Понятно, что если хотя бы одного элемента не хватает, то и программы как таковой нет и, естественно, запущенной в действие она быть не может.
Обратите внимание на тот факт, что в тех случаях, когда все четыре элемента программы налицо, она срабатывает как одна мысль. Человеческому сознанию нет никакой надобности дробить ее на элементы. Это нужно нам с вами, да и то временно,