Роу Субба

Арийско-архатские эзотерические учения

жизни* до турия авастха, или нирванического состояния,

продолжается этот прогресс. Мы восходим от этого принципа к седьмому с совершенно недоступной

восприятию постепенностью. Но в ходе прогресса распознаются четыре уровня, на которых происходят

наиболее характерные изменения, и которые поэтому привлекают внимание наблюдателя. Это следующие

четыре уровня:

1) на котором появляется жизнь (четвертый принцип);

2) на котором существование разума становится воспринимаемым вместе с жизнью;

3) на котором достигается высшее состояние мысленной абстракции и начинается духовное сознание;

4) на котором духовное сознание исчезает, оставляя седьмой принцип в завершенном состоянии нирваны, или

обнаженности.

Согласно нашим философам, обсуждаемый пятый принцип предназначен представлять разум в любом

возможном состоянии развития, от второго до третьего уровня.

VI. Брахман и шакти -- этот принцип соответствует вашему духовному уму. Это, на самом деле, буддхи (я

использую слово буддхи не в его обычном значении, но в том смысле, в котором оно используется нашими

древними философами); другими словами, это место, где находится бодха или атмабодха. Тот, кто обладает

атмабодхой во всей ее целостности, является буддой. Буддисты знают очень хорошо, что означает этот

термин. Этот принцип описывается в вашей статье как некая сущность, созданная комбинацией брахмана и

пракрити. Я опять-таки не понимаю, в каком особенном смысле использовано слово пракрити в этой связи.

Согласно нашим философам, это сущность, возникающая из соединения брахмана и шакти. Я уже объяснил,

какое значение придают наши философы словам пракрити и шакти.

Я утверждаю, что пракрити в своем первичном состоянии является акашей.*

Если теософы рассматривают акашу как шакти или силу,* тогда мое утверждение в отношении конечного

состояния пракрити должно вероятно породить путаницу и недоразумение, если я не объясню разницу между

акашей и шакти. Акаша -- это, собственно говоря, не венец астрального света, и она сама по себе не

составляет никакую из шести первичных сил. Но, говоря в общем, когда бы не создавался какой-либо

феноменальный результат, шакти действует в согласии с акашей. И, кроме того, акаша служит как основа,

или адхиштхана, для переноса силовых потоков и для формирования силовых взаимосвязей.*

В Мантрашастре буква Ха представляет акашу, и вы обнаружите, что этот звук входит в большинство

священных формул, предназначенных для того, чтобы создавать феноменальные результаты. Но сам по себе

он не представляет никакую шакти. Если вам угодно, то вы можете называть шакти атрибутом акаши.

Я не понимаю того, что в отношении природы этого принципа может в действительности существовать какая-

либо разница в мнениях между буддистами и брахманическими философами.

Буддийские и брахманические посвященные знают очень хорошо это таинственное круглое зеркало,

состоящее из двух полусфер, которые отражают лучи, исходящие от неопалимой купины и пылающей

звезды, -- духовное солнце, сверкающее в ЧИДАКАСАМЕ.

Духовные впечатления, составляющие этот принцип, существуют в некой оккультной силе, связанной с

обсуждаемой сущностью. На самом деле, последовательные воплощения Будды означают последовательные

перемещения этой таинственной силы или впечатлений, содержащихся в ней. Этот перенос возможен лишь в

том случае, когда махатма,* который переносит эту силу, полностью отождествил себя с седьмым

принципом, уничтожив свою аханкару и спалив ее в ЧИДАГНИКУНДУМЕ, преуспев в согласовании своих

мыслей с вечными законами природы и став ее соратником. Или, если выразить это другими словами, когда он

достиг состояния нирваны, состояния окончательного отрицания, отрицания индивидуального или

обособленного существования.*

VII. Атма -- эманация из абсолюта, соответствующая седьмому принципу. В отношении этой сущности

положительно не существует никакой разницы во взглядах между тибетскими буддийскими адептами и

нашими древними риши.

Теперь мы должны обсудить вопрос о том, какие из этих сущностей могут появиться после смерти

индивидуума в комнатах для сеансов и производить так называемые спиритуалистические феномены.

Но означает ли в полной мере утверждение спиритуалистов о том, что бесплотные духи определенных

человеческих существ появляются в комнатах для сеансов, то, что сущность, появившееся таким образом,

несет на себе отпечаток некоторой определенной индивидуальности?

Так оно и есть, но сперва мы должны выяснить, в какой из сущностей,