отношении природы обсуждаемых
комбинаций посредством их аналогии из природы.
2. Обычное утверждение о том, что как только причина удаляется, ее следствие исчезает, применимо не всегда.
Возьмем, к примеру, следующий случай: если вы сообщаете мячу некоторый момент силы, то результатом
является скорость определенной величины в определенном направлении. Причина этого движения исчезает,
когда прекращается внезапный единовременный толчок или импульс, передающий момент силы; но, согласно
первому закону движения, мяч будет продолжать двигаться все дальше и дальше с неубывающей скоростью в
том же направлении до тех пор, пока это движение не изменится, не уменьшится или нейтрализуется
внешними причинами. Таким образом, если мяч остановится, то это будет связано не с отсутствием причины
его движения, но явится следствием внешних причин, которые вызывают такой результат.
Опять-таки, возьмем пример субъективного феномена.
В данный момент, наличие этой чернильницы передо мной создает во мне, или в моем разуме, ментальное
представление о ее форме, цвете и так далее. Можно унести эту чернильницу, но ее ментальное изображение
все еще может продолжать свое существование. И в этом случае, как вы видите, следствие переживает
причину. Кроме того, это следствие может быть вызвано к сознательному существованию в какой-либо
последующий момент, причем неважно, будет ли присутствовать первоначальная причина, или нет.
Теперь, в случае пятого из вышеназванных принципов, -- сущность, которая создается благодаря комбинации
брахмана и пракрити, -- если только верно общее утверждение (во Фрагментах оккультной Истины), этот
принцип, который соответствует физическому уму, должен бы перестать существовать тогда, когда брахман,
или седьмой принцип, должен прекратить свое существование для отдельного индивидуума; но на самом деле,
конечно, все происходит иначе. Вы приводите это обсуждаемое общее утверждение в поддержку своего
заявления о том, что когда бы седьмой принцип не перестал существовать для отдельного индивидуума,
шестой принцип также исчезает для него. Это утверждение безусловно справедливо, хотя способ его
выражения и придаваемое ему значение вызывают у меня возражения.
Вы упомянули, что когда разум человека имеет чисто материальные наклонности, и все духовные устремления
и мысли полностью исчезли из его разума, седьмой принцип покидает его либо перед, либо во время смерти, и
шестой принцип исчезает вместе с ним. В данном случае, само предположение о том, что склонности ума
некоего индивидуума полностью материальны, влечет за собой утверждение о том, что в нем нет никакого
духовного ума, или духовного эго. Вам следовало бы тогда сказать, что всегда, когда духовный ум прекращает
существовать в каком-либо индивидууме, седьмой принцип для него перестает существовать для любых целей.
Конечно, он никуда не улетучивается. В случае брахмана* никогда не может быть ничего подобного
изменению местоположения. Это утверждение просто означает, что если нет признания никакого брахмана,
или духа, или духовной жизни, или духовного сознания, то седьмой принцип должен прекратить любое влияние
или какой бы то ни было контроль со своей стороны за участью этого индивидуума.
Теперь я сообщу о том, что обозначается (в арийской доктрине) при помощи этих семи вышеперечисленных
принципов.
I. Пракрити -- это основа стхулашариры, и она представляет ее в вышеприведенной классификации.
II. Пракрити и шакти -- это лингашарира, или астральное тело.
III. Шакти -- этот принцип соответствует вашей камарупе. Эта сила помещалась древними оккультистами в
набхичакре. Она может собрать акашу, или пракрити, и придать ей любую желаемую форму. Она имеет
очень много общего с пятым принципом и может побуждаться к действию при помощи его влияния или
контроля.
IV. Брахман, шакти и пракрити -- это опять-таки соответствует вашему второму принципу, дживатме. Эта
сила представляет универсальный жизненный принцип, который существует в природе. Он находится в
анахатачакре (сердце). Это сила, которая составляет то, что называется словом джива, или жизнь. Она, как вы
говорите, неразрушима, и ее деятельность просто переносится во время смерти в другую конфигурацию
атомов, образуя другой организм. Но она не называется словом дживатма в нашей философии. Термин
дживатма обычно применяется нашими философами к седьмому принципу, когда он отличается от
Параматмы или Парабрахмана.*
V. Брахман и пракрити -- это в нашей арийской философии