Роу Субба

Арийско-архатские эзотерические учения

согласны по существу, различаясь лишь в придаваемых

названиях и способах выражения; это различие происходит из того факта, что

ведантистские брахманы верят в Парабрахман, обожествляющую силу, хотя бы она и

могла бы быть безличной, в то время как буддисты полностью отвергают ее.

* См. Комментарии, п. IV.

* Совершенно верно -- с точки зрения арийского эзотеризма и Упанишад; и совсем не

так -- в случае архатской, или тибетской эзотерической, доктрины; и, насколько нам

известно, это единственная несогласовка между этими двумя учениями. Это

несоответствие совершенно незначительно и основывается, так сказать, лишь на двух

различных методах рассмотрения одного и того же предмета в двух различных аспектах. --

См. Комментарии, п. IV.

* Безличный Парабрахман таким образом преобразуется или обособляет себя в виде

личной дживатмы, или личного бога любого человеческого создания. Это опять-таки

отличие, которое становится необходимым в результате брахманической веры в Бога,

личного или безличного, в то время как буддийские архаты полностью отвергают эту

идею, не признавая никакого божества, отдельного от человека. См. Комментарии, п. V.

* Это также созвучно буддийской философии, где обсуждаемая трансформация известна

как изменение скандх.

* В арийской доктрине, которая смешивает воедино брахман, шакти и пракрити, это

четвертый принцип; в буддийском эзотеризме -- это второй в комбинации с первым.

* Согласно буддистам, в акаше заключена та вечная, потенциальная энергия, чьим

назначением является развить из самой себя все видимые вещи.

* Теософы никогда не делали этого, как мы это показали. Но так как Фрагменты

написаны на английском, языке, в котором нет такого изобилия метафизических терминов,

чтобы выразить каждое мгновенное изменение формы, субстанции и состояния, какое мы

находим в санскрите, было сочтено бесполезным лишний раз запутывать западного

читателя, который не обучен методам восточного выражения мыслей, -- что более чем

необходимо при столь тонком различии между особыми техническими терминами. Так как

пракрити в своем первичном состоянии есть акаша, и шакти является атрибутом

АКАШИ, то становится очевидным, что для непосвященного все это одно и то же.

Поистине, говорить о соединении брахмана и пракрити вместо брахмана и шакти, --

это не хуже, чем для теиста написать, что человек произошел благодаря комбинации духа

и материи, тогда как его слова, выраженные в ортодоксальной форме, следовало бы

читать так: человек, как живая душа, был сотворен силой (или дыханием) БОГА из

вещества.

* То есть, арийская акаша -- это другое название буддийского ПРОСТРАНСТВА (в его

метафизическом смысле).

* Высший адепт.

* Словами гатхи из Махапаринирвана-сутры,

Мы достигли состояния Покоя

За пределами любого человеческого знания.

* Как М. А. (Оксон) вскоре убедится, спиритуалисты имеют еще меньше шансов на

признание своих притязаний со стороны брахманических оккультистов, чем со стороны

буддистов.

* Арийская и архатская доктрины совершенно согласны в этом вопросе. Это учение и

сопровождающие его аргументы во всех отношениях являются такими же, как и у

буддийского Гималайского братства.

* Мы полностью разделяем это мнение.

* Горный хребет Гангдишри известен также как Тиссе-Гангри и хребет Кайлас. Он

проходит параллельно и севернее Гималаев, и в своей восточной части переходит в хребет

Ньенчен-Тангла. Около его западной чести, невдалеке от истоков Инда, возвышается

величественный пирамидальный массив Кайлас (22000 футов), называемый тибетцами

Тиссе. Некоторые географы рассматривают этот хребет как просто продолжение гор

Каракорум. Кайлас находится невдалеке от священного озера Манаса-саровара.

Намур-Нор -- это озеро в северной части провинции Гнари-Кхорсум, расположенное

приблизительно на 34 градусе северной широты.

Очевидно, что Е. П. Б., говоря о географическом местоположении страны Шамбала,

скрывает больше, чем открывает, так как область, о которой она упоминает, простирается

на огромные расстояния во всех направлениях. -- Прим. ред.