циклов Маха юг, в периоды пралайи так же, как и в периоды манвантары:
и это ПРОСТРАНСТВО, поле деятельности вечных сил и естественных законов, базис (как
правильно называет его наш корреспондент), на котором построено вечное
взаимодействие акаша-пракрити, управляемое бессознательными регулирующими
пульсациями шакти -- дыхания или силы сознательного божества, как сказали бы теисты,
-- вечной энергии вечного бессознательного Закона, сказали бы буддисты. Тогда
пространство, или фан, барнанг (маха шуньята) или, как его называет Лао-цзы, полнота
-- это природа буддийского абсолюта. (См. Восхваление Хаоса Конфуция). И слово
джива никогда не сможет быть отнесено архатами к седьмому принципу, поскольку лишь
благодаря его связи, или его соприкосновению, с материей, фохат (активная энергия у
буддистов) может создать активную сознательную жизнь; и тогда на вопрос: как может
бессознательное существование породить сознательное?, можно ответить: Осознавало
ли себя то семя, которое было порождено Бэконом или Ньютоном?
VНашим европейским читателям, обманутым фонетическим сходством, не следует полагать,
что название брахман идентично в этом отношении с Брахмой или Ишварой -- личным
Богом. Упанишады -- ведические тексты -- не упоминают такого Бога, и бесполезно искать
в них каких либо ссылок на сознательное божество. Брахман, или парабрахм, АБСОЛЮТ
ведантистов, является бесполым и бессознательным, и не имеет ничего общего с мужским
Брахмой индусской Троицы, или Тримурти. Некоторые ориенталисты правильно
полагают, что это имя произошло от глагола брих, расти, или возрастать, и в этом
смысле является универсальной расширяющейся силой природы, животворящим и
духовным принципом, или силой, которая распространена по всей вселенной и в своей
целостности является единственно Абсолютным, единственной Жизнью и Реальностью.
Теософист, январь 1882 г.
* Это подлинный титул нынешнего главы Эзотерического гималайского братства.
* См. Комментарии, п. I.
* Разновидность демонов -- черти.
* То же самое сделали бы и христианские священники. Но они никогда не признались бы,
что их падшие ангелы были скопированы с индийских ракшасов, что их Дьявол, по
сути, является незаконнорожденным сыном Девел -- сингалезского демона женского пола,
или что апокалипсическое небесное воинство -- основание христианской догмы о
падших ангелах -- было заимствовано из индийской истории о Шиве, который сбросил
таракасуров, восставших против Брахмы в Андхакаре -- обителе Тьмы, согласно
брахманическим Шастрам.
* Не обязательно. -- См. Комментарии, п. II. На основании только что полученных
редких манускриптов мы вскоре покажем, что на Яве и на соседних островах говорили на
санскрите с самых давних времен.
* Местность, о которой говорят тибетцы и по сей день, и которую они называют
Шамбала, Счастливая земля. -- См. Комментарии, п. III.
* Для того, чтобы полнее понять этот отрывок, читателю следует обратиться к
Разоблаченной Изиде, том I, стр. 520-522.
* Совершенно верно. Но кому бы было позволено высказать что-либо доподлинно
эзотерическое?
* Так называемое астральное тело.
* Тибетская эзотерическая буддийская доктрина учит, что пракрити является космическим
веществом, из которого создаются все видимые формы, а акаша -- это то же самое
космическое вещество, но еще более неуловимое и невесомое, ее дух; таким оразом,
пракрити -- это тело, или субстанция, а акаша-шакти -- его душа, или энергия.
* Или, другими словами, пракрити, свабхават, или акаша -- это ПРОСТРАНСТВО, как
говорят тибетцы; пространство, наполненное какой-либо субстанцией или вовсе не
заполненное ей; то есть, субстанцией столь неуловимой, что она постижима лишь
метафизически. Тогда брахма был бы зародышем, брошенным в почву этого поля, а шакти
-- той таинственной энергией или силой, которая развивает этот зародыш, и которую
буддийские архаты Тибета называют -- ФОХАТ. То, что мы называем формой (рупа) не
отличается от того, что мы называем пространством (шуньята)... Пространство не
отличается от формы. форма -- это то же самое, что и пространство; пространство -- то же
самое, что и форма. То же самое и для остальных скандх, будь то ведана или самджня, или
самскара, или виджняна, они есть то же самое, что и их противоположности... (Книга
Син-кинг, или Сутра сердца. Китайский перевод Махапраджняпарамитахридайя сутры.
Глава об Авалокитешваре, или проявленном Будде.) Таким образом, доктрины ариев и
тибетских архатов совершенно