Роу Субба

Арийско-архатские эзотерические учения

Субба Роу

АРИЙСКО-АРХАТСКИЕ ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ О СЕМИРИЧНОМ

ПРИНЦИПЕ В ЧЕЛОВЕКЕ (THE ARYAN-ARHAT ESOTERIC TENETS ON

THE SEVENFOLD PRINCIPLE IN MAN)

(в комментариях Е.П. Блаватской)

...Вероятно, арийская (мы будем пока называть ее так) и халдео-тибетская эзотерические доктрины в основном

идентичны, а тайное учение еврейской каббалы является просто их боковым ответвлением. Однако, ничто не

может представлять большего интереса для изучающего оккультную философию, чем сравнение, проведенное

между двумя вышеназванными главными доктринами. Ваше письмо, по всей видимости, показывает два

подразделения в халдео-тибетской доктрине: 1) учение так называемых ламаистов; и 2) доктрину так

называемых архатов (арахаты, или рахаты в буддизме), которая была принята гималайским, или тибетским,

братством. В чем же разница между двумя этими системами? Некоторые из наших брахманических авторов

оставили нам сообщения об основных доктринах буддизма и о религии и философии архатов -- двух ветвях

тибетской эзотерической доктрины, как они сами ее называют. Так как трактаты, в которых содержатся эти

данные, носят, как правило, полемический характер, вряд ли стоит возлагать на них большие надежды.

Сегодня весьма затруднительно сказать, какова была настоящая доктрина древних ариев. Если бы

исследователь попытался ответить на этот вопрос при помощи сравнительного анализа всех разнообразных

систем эзотеризма, получивших широкое распространенных в Индии, он очень скоро потерялся бы в

лабиринте неизвестности и неопределенности. Никакое сравнение между подлинными брахманической и

тибетской эзотерическими доктринами невозможно до тех пор, пока не будут установлены учения этой так

называемой арийской доктрины, ... и не будет целиком осознана вся сфера древней арийской философии.

Санкхья Капилы, Йогическая философия Патанджали, различные системы философии Шакти,

разнообразные агамы и тантры, -- все это лишь ее ветви. Однако существует доктрина, которая является их

подлинным основанием и достаточна для того, чтобы объяснить тайны этих различных философских систем и

привести в гармонию их учения. Она существовала, вероятно, задолго до составления Вед, и ее изучали наши

древние риши в дополнение к индийским писаниям. Ее приписывают одному таинственному персонажу по

имени Маха...*

Поскольку Упанишады и некоторая часть Вед практически не были посвящены публичным церемониям

древних ариев, они вряд ли могут быть поняты без некоторого знания данной доктрины. Даже истинное

значение главных обрядов, о которых говорят Веды, совершенно не будет понято без того света, который она

проливает на них... Веды, вероятно, были составлены главным образом для использования жрецами,

принимающими участие в публичных церемониях, но в них упоминаются величайшие выводы и заключения

нашей подлинной тайной доктрины. Люди, достаточно сведущие в этом вопросе, сообщили мне, что Веды

имеют два различных значения -- одно из них выражено посредством буквального смысла слов, другое же

показано при помощи размера стиха и свары, которые являются, так сказать, жизнью Вед... Конечно,

ученые пандиты и филологи отрицают, что свара имеет какое-либо отношение к философии или древним

эзотерическим доктринам. Но таинственная связь между сварой и светом -- это одна из ее самых глубоких и

сокровенных тайн.

Сейчас уже вряд ли удастся выяснить, то ли тибетцы получили свое учение от древних индийских риши, или же

древние брахманы переняли свою оккультную науку от адептов Тибета; или же, опять-таки, адепты обеих стран

первоначально исповедовали одну и ту же доктрину и получили ее из общего источника.* Если бы вы

отправились в Шрамана Балагула и попытались выяснить у местных джайнских пандитов относительно

авторства Вед и о происхождении брахманической эзотерической доктрины, то они, вероятнее всего,

ответили бы вам, что Веды были составлены ракшасами, или дайтьями,* и что от них же получили свое

тайное знание брахманы.* Не означает ли это утверждение, что Веды и брахманические эзотерические

учения происходят из погибшей Атлантиды -- континента, который когда-то занимал значительную часть

площади Южного и Тихого океанов? Ваше заявление в Разоблаченной Изиде о том, что языком обитателей

этого континента был санскрит, может навести на мысль, что Веды, по всей вероятности, возникли именно

здесь, -- а где же еще мог зародиться арийский эзотеризм?* Но истинная эзотерическая доктрина, равно как и

мистическая аллегорическая философия Вед,