или великими посвященными.
Первым из них, без сомнения, следует назвать Великого Кофту
Калиостро.
КАЛИОСТPО (Cagliostro), Александр, самозванный граф,
собственно Джузеппе Бальзамо (Giuseppe Balsamo, 1743-1795). Как
ни странно, его биография известна довольно хорошо (результат
полицейских расследований).
Подробнее см., напр.: Карнович Е.П. Замечательные и
загадочные личности XVIII и ХIХ столетий. СПб, 1884,
переизд. Л., 1990. Вообще же написано (и снято) о нем
достаточно много, можно и не перечислять; назову лишь еще
одну книгу, где его чудеса разбираются вполне
профессионально: Вадимов А.А., Тривас М.А. От магов
древности до иллюзионистов наших дней. М., Искусство,
1966.
Он был сыном торговца сукном и систематического образования
не получил. Утверждал, что познакомился в Египте с великим магом
Альтотасом, который посвятил его в древние тайны и возвел в
степень великого Кофты (т.е. Копта).
После этого Калиостро начал путешествовать по Европе,
торгуя эликсиром долголетия и водой, дающей красоту,
предсказывая судьбу и исцеляя болезни. Побывал он и в Pоссии под
именем графа Феникса. Однако арестован он был в конце концов в
1789 г. не за шарлатанство, а за принадлежность к
франкмасонам: вступил ли он действительно в какую-либо ложу
или нет, неизвестно, скорее всего, просто хвастал, но именно за
это его и приговорили к пожизненному заключению. Он умер в
тюрьме несколько лет спустя.
Калиостро одним из первых реанимировал в Европе древнее
представление о материализации или овеществлении, в старину
называвшемся также телепластикой.
Что это такое? Пусть имеется какая-либо идея,
мыслеформа, которую желательно увидеть, потрогать или
попробовать на вкус. Вопрос о превращении некоей исходной
субстанции в нечто желаемое волновал людей во все времена,
начиная от брака в Кане Галилейской, когда Иисус превратил
воду в вино (Ин. 2:1-11), и кончая представлением Маркса о
коммунистическом государстве, которое попытались претворить
в жизнь русские большевики.
Поскольку случаи полной материализации с древнейших времен
оказывались либо фокусами, либо (крайне редко) чудом, т.е.
нарушением закона сохранения материи, оккультисты XVIII-XIX вв.
ограничилсь попытками частичной материализации, т.е.
строительством доступных чувственному восприятию форм (фантомов)
из эфирного тела медиума.
Это означает, что медиум тратит либо свое собственное
эфирное тело на создание фантомов - тогда получается нечто, что
действительно можно потрогать (сенестокинез, перенос
ощущения), либо свою же энергию на перенос самого предмета в
пространстве (телекинез). То и другое очевидно связано с очень
большой нагрузкой на медиума, поэтому за материализацию редко
кто берется. Калиостро, по слухам, это удавалось.
Подробнее см., напр: (Koenig, A. Okkultismus. Leipzig
1914); Лидбитер Ч. Астральный план. СПб., 1914, репринт
Баку, 1990 - (процедура, вредная для здоровья и неприятная
во многих других отношениях). Ср. тж. Аксаков А.Н. Личные
ощущения медиума во время материализации. Pебус, 1897.
В целом нужно сказать, что Калиостро, этот несомненно
талантливый человек, знавший очень много, пострадал из-за своей
алчности и непреодоленного комплекса плебейского происхождения.
Отсюда и самозванное графство, и неслыханные гонорары, и постоянное
желание отличиться при любом европейском дворе. Для истинного же
эзотерика, как мы знаем, это гибельно.
Прямой противоположностью Калиостро был граф Сен-Жермен (тоже,
впрочем, самозванный), знаменитый оккультист, алхимик и, подобно
своему не менее знаменитому современнику П.О. Карону де Бомарше
(1732-1799), международный шпион. О нем, в отличие от Калиостро,
достоверных сведений имеется очень мало (сын разорившегося сборщика
налогов по имени Ротондо из Сен-Жермена в Савойе - Вадимов и Тривас,
третий сын князя Ракоци II - Harpers Encyclopedia).
СЕН-ЖЕPМЕН, (Saint-Germain, год рождения 1710?, ум. 1784
в Эккернфельде, по другим данным - 1795 в Касселе): по
свидетельствам современников, это был светский, блестяще