особенно большую силу и
популярность. Начиная с 1722 года их организации, программа которых
практически ничем не отличалась от розенкрейцерской, стали набирать
силу в Шотландии и Англии, Франции и Испании, Баварии и Пруссии.
В отличие от розенкрейцеров, масоны сразу и довольно быстро
разработали сложную систему посвящений (градусов), в которой было
от трех до тридцати трех различных степеней, каждой из которых
соответствовала своя доля информации. Свой градус, а тем самым и
свою степень посвящения в тайны организации каждый масон обязан был
хранить в глубокой тайне.
Сколько бы ни было степеней, все они, в сущности,
представляют собой градации трех важнейших: ученика, товарища и
мастера.
- Ученик должен почувствовать свою тьму, пороки и научиться
работать, повиноваться, молчать (Прямин-Морозов); ему вручалась
лопатка (мастерок), которую он должен был полировать своей
работой. Он должен был вести добродетельный образ жизни и т.д.
Это была, так сказать, низшая йога.
- Товарищ должен был научиться изощрять свой разум, учиться
ощущать астральный план и созерцать Шехину (говоря нашими
терминами). Это была высшая йога.
- Мастер же уже был учителем, гуру, осознавшим идею жизни и
смерти и имеющим ключ к пониманию всех трех степеней духовного
роста.
Символы масонов просты - угольник и циркуль, фартук и
лопатка (мастерок), Пламенеющая звезда и раскрытая
книга... Слово брат (т.е. член ложи) обозначалось на
письме тремя точками (..). Даже на бумажке в 1 доллар
находится изображение масонских символов: пирамида с Оком
Божиим наверху и щит Давида в виде двух наложенных друг на
друга тетрактид (13 звезд). Что не удивительно, ибо в с е
президенты, изображенные на долларовых банкнотах, были
масонами.
Однако символы можно истолковывать по-разному. Так и
масону на каждой новой ступени посвящения открывали новый
смысл символа, более высокий. Возьмем для примера то же
око Божие, лучезарный треугольник:
- для ученика это символ внимания (имеющий глаза да
увидит), познания триединства всего сущего, София; для
товарища - символ невидимого света, третьего глаза,
высшей триады сфирот, Каббала; для мастера это - Солнце,
свет и опора нашей солнечной и десятичной системы, но также
и Бог Непознаваемый, Саваоф гностиков, Абсолют буддистов,
Дао, Единое, одним словом - великая Истина Космоса.
Первые организации масонов, считавшие своей задачей
строительство храма человеческого духа, известны (документально)
также с XVII в. Некоторые исследователи считают даже, что
розенкрейцеры сами решили основать новый, более мощный орден,
воспользовавшись возможностями уже существовавшей профессиональной
Ассоциации каменщиков (Прямин-Морозов В.И. Символические степени
масонства. Журн. Изида, дек. 1910 - янв. 1911).
В пользу этого говорит хотя бы то, что в многоступенчатых
ложах высшие степени назывались розенкрейцерскими, да и историки
обычно рассматривают оба эти течения вместе в силу их очевидного
идеологического сходства. Хотя уже цитировавшийся Микеле
Морамарко склонен считать масонов самостоятельным и просто более
удачливым течением, поглотившем более слабые.
Беда масонов была в том, что они придавали слишком большое
значение политическим целям, поставив вопрос о ликвидации монархий во
главу угла. Это не могло не сказаться на успехе их эзотерических
изысканий. Реальное поведение братьев-масонов ничуть не
соответствовало проповедуемым ими идеалам, - констатирует М.
Морамарко.
Хотя отдельные ложи, и особенно российские (первые русские ложи
появились в царствование Анны Иоанновны, 1731), очень старались
приобщить своих адептов к познанию устройства мiра и помочь им стать
новыми человеками, заботящимися, по словам кн. Владимира Федоровича
Одоевского, о том, чтобы на первом месте в помыслах любого человека
была полезность его дел для человечества, удавалось это слишком
редко.
Нужно, писал кн. Одоевский, чтобы человек в первую очередь
думал, какую пользу принесет его труд для человечества, во
вторую - о пользе для родного государства, в третью - о пользе
для своих друзей и близких, и лишь в последнюю очередь о своей
собственной