|
---------------------------------------| личность
|
1 Мiр |
физический |
|
-----------------------------------------------
(Ту же схему более подробно можно найти в кн.: Гендель
(Heindel), Макс. Космогоническая концепция розенкрейцеров. Пер.
с англ. изд. 1911. Переизд. Киев (?), 1993.
Помимо этих мiров, они выделяли еще четыре Царства: минералов,
растений, животных и человека.
Минералы находятся вне креста.
Человек Растения питаются снизу, это
Животные ---+--- нижняя вертикальная переклади-
Растения на, Человек питается сверху,
Животные же находятся между
- - - - - ними (горизонталь).
/ Минералы
Ретроспективная история розенкрейцеров была, как и
следовало ожидать, очень богата. Они возводили ее к фараону
Эхнатону, о котором у нас шла речь в 3-й лекции. Потерпев
неудачу со введением единого солнечного культа, фараон посвятил
в него нескольких избранных, которые и пронесли это знание через
века. Хранителями этого знания были Моисей, Соломон, Пифагор и
Корнелий Агриппа, а также лорд Бэкон, которому легенда
приписывает много всего, в т.ч. создание тайных обществ и
авторство пьес Шекспира.
Главным же своим идеологом и основателем ордена они
считали некоего Христиана Розенкрейца, немецкого юношу,
научившегося всей этой премудрости в Дамаске и умершего 106
лет от роду, основав Братство Розового креста (1378-1484),
главного героя Химической свадьбы Иоганна Валентина
Андреэ - повести, впрочем, по утверждению русского
эзотерика И.М. Хераскова, сатирической.
Розенкрейцеров преследовали, но не очень активно, главным
образом со стороны церкви, упрекавшей их в использовалии
дьявольских каббалистических символов и фаллической интерпретации
креста (оплодотворяющее начало). Впрочем, времена костров уже
фактически миновали, да и сами розенкрейцеры усиленно подчеркивали
свою приверженность христианской вере. Политической же угрозы они из
себя не представляли, и королям было по большей части не до них.
Поэтому к концу XVIII в., осмеянное Просветителями,
розенкрейцерство частью ушло в подполье, передавая по эстафете свои
идеи наиболее верным из адептов, частью же вошло в состав других
организаций, предоставлявших своим членам более широкий простор для
деятельности.
Первые в XIX в. стали основателями культурно-философских
обществ, считавших своей целью благотворительность и врачевание, и
действительно достигших в этом больших успехов, особенно в Новом
Свете (в Америке), о чем позже. Вторые же слились в первую очередь с
масонами, - второй знаменитой эзотерической школой, также
манифестировавшейся в XVIII в.
МАСОНСТВО (англ. Free Masonry, фрц. Franc Macons, нем.
Freimaurer - свободные каменщики) также возводило свою предысторию
к глубокой древности.
Посвящаемым в масонские таинства рассказывали легенду о
мастере-каменщике Хираме, которого царь Соломон нанял для
строительства храма. Все работники делились на три разряда, и у
каждого разряда были свои тайные знаки и слова, по которым царь
вручал им соответствующую плату. И вот трое низших работников
задумали узнать знаки и слова высших, для чего подстерегли
Хирама и потребовали раскрыть тайну под угрозой смерти. Хирам
отказался и был убит; преступники же были наказаны.
Ритуал посвящения в каждую из степеней представлял собой
театрализованное повторение эпизодов этой легенды. Приемные
залы масонских лож (они назывались мастерскими) были убраны
черным и украшены символами смерти. Посвящаемому наносят
символические удары, изображающие раны Хирама. В конце церемонии
ему вручаются знаки масонского достоинства, также
символизирующие орудия и атрибуты каменщиков, и сообщаются слова
и условные знаки, по которым масоны узнают друг друга.
Эта церемония, а также чувства посвящаемого хорошо
описаны у Л.Н. Толстого в Войне и мiре.
В XVIII в. масоны приобрели