Якоб Бёме (Jakob Boehme, 1575-1624): немецкий философ-
мистик, прозв. Philosophus Teutonicus (Тевтонский
философ). По профессии был сапожником, вольно или невольно
следуя примеру р. Иоханана Гасандлара и ап. Павла, однако в
отличие от них он не только никогда не бросал своей
профессии, но и заслужил звание Мастера.
Правоверный лютеранин, Беме был неудовлетворен
рационализмом новореформированной христианской теологии. Бог
проявляется во всем, считал Беме, в первую очередь - в Природе
как важнейшей составной части Творения, и нужно лишь пожелать
заметить Его проявления.
Для этого Беме предлагал использовать медитативные
упражнения, интуитивный поиск, изучение культурного наследия
(прежде всего - текстов Священного Писания).
Отвергая каббалистику и натуральную магию, Беме фактически
пользовался их методами познания мiра, а эзотерику (в частности,
астрологию) признавал и формально, за что подвергался
преследованиям со стороны современных ему лютеранских
богословов.
Он оставил немало трудов (собр. соч. Якова Беме на
немецком языке занимает семь томов), в т.ч. Аврора или
Утренняя заря в восхождении, М., 1914, репринт 1990, став
таким образом первопроходцем многих направлений западной
философской мысли: теософии, христософии, классической
немецкой философии (Гегель, Шеллинг) и эзотеризма в целом.
Розенкрейцеры поставили перед собой благородную задачу изменения
человеческого общества в эзотерическом духе. В отличие от ученых
философов они были дилетантами, то есть не представляли себе всей
сложности этой задачи, а потому смело взялись за нее.
Все люди должны осознать свою взаимосвязь с мiром
невидимым, с Космосом, и стараться не нарушать космического
равновесия. Их можно этому научить; для этого они должны читать
книги и проходить розенкрейцерские посвящения. Степеней
посвящения у первых розенкрейцеров было три. Тогда, считали они,
возможно достижение триединой цели розенкрейцерства:
- реформа, а точнее, объединение науки, философии и этики
на основе метафизики, для чего они вырабатывали
символический язык, одну из основ которого составляла
Каббала;
- исцеление всех больных и полная ликвидация всех болезней
(бедность они тоже считали болезнью), для чего они при
помощи алхимии искали панацею или Эликсир жизни;
- и... устранение всех монархических форм правления и
замена их правлением избранных философов (Мэнли П. Холл).
Впрочем, об этом они старались распространяться только в
узком кругу высших посвященных.
Важнейший символ розенкрейцеров, роза и крест, изображались
двояко, вначале (1), а потом, начиная с XIX в., (2):
( )
( ) --(@)--
( ---+--- )
( )
1 ( ) 2
Однако в любом случае роза символизировала материю (согласно
метафизике - вечную и неизменную), возрождающиеся силы природы, а
крест был символом оплодотворяющего духа; это, в принципе, те же инь
и ян, символы женского и мужского начала.
Кроме того, розенкрейцеры, по аналогии с Каббалой, выделяли семь
мiров или планов, каждый из которых состоял еще из 7 слоев или
подпланов (впрочем, их подробная разработка относится уже к
позднейшему времени - концу XIX в.). Эти семь мiров группируются в
четыре больших плана:
7 Мiр Бога
-----------------------------------------------
6 Мiр Девственных духов |
5 Мiр божественного духа |
4 Мiр жизненного духа |
| эго
---------------------------------------|
| абстрактная мысль |
3 Мiр | (дух) |
|-----------------------------
мысли | конкретная мысль
| (разум)
-----------------------------------------------
|
2 Мiр |
желаний |