Het Monster

История эзотерических учений - лекции

Якоб Бёме (Jakob Boehme, 1575-1624): немецкий философ-

мистик, прозв. Philosophus Teutonicus (Тевтонский

философ). По профессии был сапожником, вольно или невольно

следуя примеру р. Иоханана Гасандлара и ап. Павла, однако в

отличие от них он не только никогда не бросал своей

профессии, но и заслужил звание Мастера.

Правоверный лютеранин, Беме был неудовлетворен

рационализмом новореформированной христианской теологии. Бог

проявляется во всем, считал Беме, в первую очередь - в Природе

как важнейшей составной части Творения, и нужно лишь пожелать

заметить Его проявления.

Для этого Беме предлагал использовать медитативные

упражнения, интуитивный поиск, изучение культурного наследия

(прежде всего - текстов Священного Писания).

Отвергая каббалистику и натуральную магию, Беме фактически

пользовался их методами познания мiра, а эзотерику (в частности,

астрологию) признавал и формально, за что подвергался

преследованиям со стороны современных ему лютеранских

богословов.

Он оставил немало трудов (собр. соч. Якова Беме на

немецком языке занимает семь томов), в т.ч. Аврора или

Утренняя заря в восхождении, М., 1914, репринт 1990, став

таким образом первопроходцем многих направлений западной

философской мысли: теософии, христософии, классической

немецкой философии (Гегель, Шеллинг) и эзотеризма в целом.

Розенкрейцеры поставили перед собой благородную задачу изменения

человеческого общества в эзотерическом духе. В отличие от ученых

философов они были дилетантами, то есть не представляли себе всей

сложности этой задачи, а потому смело взялись за нее.

Все люди должны осознать свою взаимосвязь с мiром

невидимым, с Космосом, и стараться не нарушать космического

равновесия. Их можно этому научить; для этого они должны читать

книги и проходить розенкрейцерские посвящения. Степеней

посвящения у первых розенкрейцеров было три. Тогда, считали они,

возможно достижение триединой цели розенкрейцерства:

- реформа, а точнее, объединение науки, философии и этики

на основе метафизики, для чего они вырабатывали

символический язык, одну из основ которого составляла

Каббала;

- исцеление всех больных и полная ликвидация всех болезней

(бедность они тоже считали болезнью), для чего они при

помощи алхимии искали панацею или Эликсир жизни;

- и... устранение всех монархических форм правления и

замена их правлением избранных философов (Мэнли П. Холл).

Впрочем, об этом они старались распространяться только в

узком кругу высших посвященных.

Важнейший символ розенкрейцеров, роза и крест, изображались

двояко, вначале (1), а потом, начиная с XIX в., (2):

( )

( ) --(@)--

( ---+--- )

( )

1 ( ) 2

Однако в любом случае роза символизировала материю (согласно

метафизике - вечную и неизменную), возрождающиеся силы природы, а

крест был символом оплодотворяющего духа; это, в принципе, те же инь

и ян, символы женского и мужского начала.

Кроме того, розенкрейцеры, по аналогии с Каббалой, выделяли семь

мiров или планов, каждый из которых состоял еще из 7 слоев или

подпланов (впрочем, их подробная разработка относится уже к

позднейшему времени - концу XIX в.). Эти семь мiров группируются в

четыре больших плана:

7 Мiр Бога

-----------------------------------------------

6 Мiр Девственных духов |

5 Мiр божественного духа |

4 Мiр жизненного духа |

| эго

---------------------------------------|

| абстрактная мысль |

3 Мiр | (дух) |

|-----------------------------

мысли | конкретная мысль

| (разум)

-----------------------------------------------

|

2 Мiр |

желаний |