XVII в. стали разрабатывать ее вновь,
ощутив нужду в дисциплине, предметом которой были бы не
планетные расстояния или сообщающиеся сосуды, а Бог и душа. В
XVIII в. она полностью стала наукой о законах, объединяющих мiр
видимый и мiр невидимый, то есть эзотерической философией.
Метафизика - это все то же уже знакомое нам эзотерическое
учение, только изложенное на уровне нового этапа развития
человеческого сознания. Ее целью было познание законов или, по
выражению Фрэнсиса Бэкона, причин существования вещей и явлений,
однако не материальных, изменяющихся причин, которые составляют
предмет физики, а причин неизменных, целевых, т.е.
телеологических. И, как практической (прикладной) дисциплиной для
физики была механика, так для метафизики такой дисциплиной была
(натуральная) магия.
Лорд Фрэнсис Бэкон, барон Веруламский (1561-1626), написал
трактат Новый Органон (т.е. Новое орудие [мысли]), в котором
изложил свою систему логики, необходимой для познания этих
причин. (Первый Органон был написан Аристотелем.) К вопросам
логики мы еще вернемся.
Величайшие умы того времени спорили о Боге и Природе, о
соотношении разума и воли, о двойственности истины и о свойствах
субстанции (она же монада, см. лекцию 2). Крупнейшие экстрасенсы-
визионеры пытались осмыслить открывшиеся перед ними картины.
Одним из таких визионеров был Иммануил (или Эммануель) СВЕДЕНБОPГ
(Emanuel Swedenborg, собств. Svedberg, 1688-1772), шведский
естествоиспытатель, ясновидец и философ.
Сын епископа Яспера Сведберга, он служил государственным
советником по устройству каналов и доков. 1719: возведен
королевой в дворянское достоинство под фамилией Сведенборг,
1734: почетный член Петербургской Академии наук.
Когда Сведенборг путешествовал по Англии и Голландии, в
сновидении (07.04.1744) ему явился Бог и говорил с ним. У
Сведенборга пробудилось эзотерическое сознание и открылся дар
ясновидения во времени и пространстве. Он бросил службу и
целиком посвятил себя эзотерическим изысканиям и толкованию
Священного Писания, что, в частности, вызвало позже критику
его тезки Иммануила Канта (Traeume eines Geistersehers.
Koenigsberg 1765; рус. пер. - Грезы духовидца, СПб., 1911).
Сведенборг счел себя орудием нового откровения и основал
церковь Нового Иерусалима.
Согласно Сведенборгу, сущность человека есть дух, постоянно
находящийся в процессе самоусовершенствования и способный общаться с
другими духами вне зависимости от того, есть или нет у них физическая
оболочка. Кроме мiра видимого и мiра невидимого, Сведенборг признает
также наличие некоего среднего состояния, промежуточного пространства
(чистилище, см. лекцию 5, оно же бардо у тибетцев, ср. Бардо
Тодол - Книга Мертвых), которое душа проходит после смерти, чтобы
быть приготовленной или для неба, или для ада.
Продолжительность пребывания души в этом субпространстве у
Сведенборга не определена; он считал, что оно может длиться и
несколько мгновений, и годы. Признавая реинкарнацию в целом, он
не признавал воплощений в виде животных или неодушевленных
предметов.
После смерти Сведенборга в Англии, Швейцарии, США и др. странах
образовались общины его последователей (сведенборгиане), существующие
и поныне под названием Новая Церковь или Церковь Нового
Иерусалима.
Его труды у нас уже вновь издаются, напр.: Сведенборг Э. О
небесах, о мiре духов и об аде. Киев, Украина, 1993.
Кроме ученых философов и талантливых ясновидцев, познать
невидимые закономерности мiра пытались и люди более простые. Бурные
события в социальной и политической жизни (началась Северная война,
Пруссия стала королевством, умер король-Солнце Людовик XIV, Турция
начала утрачивать завоеванные когда-то европейские земли) привели к
оживлению деятельности тайных сект, обществ и орденов, ведших до тех
пор довольно скромное существование. Первыми среди них, конечно,
следует назвать розенкрейцеров.
PОЗЕНКPЕЙЦЕPЫ (нем. Rosenkreuzer, англ. Rosicrucians): орден
братьев Креста и Pозы, основанный в 1622 г. в Германии для занятий
религиозными, оккультными и естественнонаучными опытами. Орден возник
на основе одной из мистических сект (Братство Pозового Креста) под
влиянием идей Якова Беме и Иоганна Валентина Андреэ, о котором мы
упоминали в конце предыдущей лекции.