космического равновесия,
не противоречащее Божественной воле, т.е. применяемое с добрыми
намерениями.
Противоположностью Белой считают Магию черную: это магич.
действия, имеющие целью нарушение космического равновесия,
противоречащие Божественной воле, совершаемые злонамеренно.
В описываемую эпоху лицо, задумавшее причинить вред кому-л.
при помощи магич. действий, предварительно заключало договор с
силами зла. Само выражение черная магия восх. к греч.
некромантия, использовавшемуся церковью в Средние века для
обозначения всякого недозволенного волшебства. В народной
этимологии некромантия превратилась в нигромантию (по анал.
с лат. niger, черный), отсюда и пошло слово; понятие же белая
(дозволенная) магия возникло позже как противопоставление
черной.
В наши дни иногда выделяют также Серую или нейтральную магию:
под этим подразумеваются действия, не ведущие к изменению
космического равновесия или просто совершаемые без осознаваемого
доброго или злого намерения. Последнее опасно, т.к. в результате
подобного действия может быть причинен вред.
Во-вторых, магию подразделяют по сферам и характеру применения:
Магия ментальная: магич. действия, совершаемые человеком с целью
воздействия на самого себя в целях развития и укрепления своих
способностей и возможностей.
Магия народная: комплекс сравнительно простых магич. приемов,
сложившийся на основе многовекового опыта в малообразованных слоях
населения. Имеет задачу гл. об. обнаруживать и изгонять злых духов,
ведьм, паразитов, предупреждать несчастье, исцелять причиненный вред
и болезни.
Магия натуральная (естественная): magia naturalis, учение о
магических силах вещей в природе.
Магия оперативная: любые магические действия, направленные на
изменение текущего хода вещей.
Магия священная: магич. действия, входящие в состав ритуалов
того или иного культа и исполняемые жрецами (священнослужителями).
Совершается с целью защиты человека от влияния сил зла.
Магия церемониальная: комплекс ритуальных правил и приемов,
выполняемых для подготовки к совершению собственно магич. действий и
для усиления ожидаемого эффекта.
Что же касается алхимии, то за недостатком времени мы ее
подробно разбирать не будем. Отметим лишь, что и эта наука перестала
быть искусством вызывания духов земли и огня ради превращения
свинцовых чушек в золотые монеты. Задача алхимии - творить золото в
человеческой душе, одним из средств чего и является уже
упоминавшийся духовный брак. Философский же камень, он же Камень
мудрецов, Lapis philosophorum, - не материальный катализатор
указанной химической реакции, а духовный катализатор, средство,
помогающее человеку подняться на новую ступень развития сознания.
Литература: Рабинович В.Л. Алхимия как феномен
средневековой культуры. М., Наука, 1979; Gilchrist, Ch. The
Elements of Alchemy. Longmead (UK) - Rockport MA (US) 1991. См.
тж.: И. Андреэ. Химическая свадьба. Наука и религия NN 2-4 за
1991 г.
Иоганн Валентин Андреэ (Andreae, 1586-1654) оставил ряд
сочинений, в которых доказывается непротиворечивость основных
духовных учений друг другу (в частности, христианства, магии и
каббалистики): Химическая свадьба Христиана Pозенкрейца
(1616), Славное Братство и Устав Братства (Fama Fraternitas,
1616; Confessio Fraternitatis, 1619). Они стали программными
документами ордена Розенкрейцеров, о которых речь впереди.
. История эзотерических учений.
Лекция 11. XVIII век.
Восемнадцатый век был не только эпохой великих событий,
загадочных личностей и драматических сюжетов. По словам Микеле
Морамарко, современного итальянского исследователя масонства, он был
также столетием спиритуалистических течений (Морамарко М. Масонство
в прошлом и настоящем. М., Прогресс, 1990).
Это развитие было подготовлено, естественно, всей предыдущей
эпохой и особенно XVII веком, когда были сделаны многие
естественнонаучные открытия -
- законы Иоганна Кеплера и Исаака Ньютона, Анатомическое
исследование Уильяма Гарвея и микроскоп Антона ван Левенгука, -
- и превратилась в самостоятельную научную дисциплину МЕТАФИЗИКА,
ставшая в XVIII в. философией философий.
Слово метафизика (meta ta physika, за пределами данного
природой) придумали все те же греки (Аристотель) для
обозначения первой философии как науки о причинах и началах
всего. Естествоиспытатели