Святым местам (1119). Наз. по резиденции гроссмейстера ордена в
бывшем храме Соломона в Иерусалиме. В XIII в. - богатейший и
влиятельнейший орден.
Кто знает роман Вальтера Скотта Айвенго, вспомнит
Бриана де Буагильбера, члена этого ордена, человека
довольно беспринципного; среди храмовников наверняка были и
такие, но основа ордена заключалась в другом.
Тамплиеры мечтали о водворении на земле Царства Мира и
Единения всех народов, для чего занимались эзотерическими
изысканиями и поиском межконфессиональной церковности на основе
гностических учений. Церковность понимается здесь в ее
изначальном смысле, от греч. ekklhsia, общность людей,
объединенных одной идеей.
Тамплиеры заимствовали у гностиков (следы которых лучше
сохранились на Востоке, чем на Западе) символ андрогина в его
первоначальном значении: для них это был оккультный образ
вселенского единения.
Его изображали в виде фигуры с крыльями, восседающей
на кубе. На голове - факел с тремя пламенами. Правая рука
мужская (с лат. надписью solve - разрешай), левая -
женская (с надписью cоagula - сгущай).
Беда в том, что у Андрогина была козлиная голова; ее
рога, борода и уши складываются в опрокинутую пентаграмму.
У христианских иерархов она ассоциировалась с Диаволом
(микропрозоп, см. лекцию 8).
Между тем пентаграмма, она же пентальфа, пентаиерон
(от греч. pente, пять), у пифагорейцев была символом
здоровья и опознавательным знаком общины. В христианской
символике она олицетворяла пять ран Иисуса или, в числовом
толковании, двойственную природу Христа (божественную и
человеческую). По концам пентаграммы расставляются
еврейские буквы йод, хе, шин, вав и хе,
составляющие имя Иисуса (к уже известной нам тетраграмме
добавляется буква Шин - J-H-V-Sh-A).
Это - XV аркан Таро, карта Диавола, однако не как
олицетворения мiрового зла, а как принципа обновления и
Спасения через преодоление зла (ср. апокатастасис Оригена).
У тамплиеров он назывался Бафометом. Конечно, это важнейший
мантический и магический символ, однако все зависит от
того, в чьих руках и с какой целью он применяется.
БАФОМЕТ: слово Baphomet прочитанное справа налево
(Temophab), будет нотариконом (см. лекцию 8) следующей формулы:
Templi omnium hominum pacis abbas, т.е. Настоятель храма мира
всех людей. Этим термином тамплиеры обозначали эманацию
мiрового Мы, астральный вихрь, могущий повести людей по пути
усовершенствования, ко всеобщему миру и братству.
Это обошлось им дорого. Противники тамплиеров обвинили их в
тайном переходе в мусульманство, сочтя это слово искажением имени
Магомет и утверждая, что так называются деревянные идолы,
установленные в святилищах тамплиеров. Поклонение козлоподобному
божеству и явный выход за рамки христианской догматики оказались для
папы Климента V достаточным поводом, чтобы лишить орден своего
благословения. Орден был объявлен еретическим и разогнан (1312). Из
документов ордена не сохранилось почти ничего.
Лит.: Spence, Lewis. An Encyclopaedia of occultism. Univ.
Books, Inc. N.Y. 1960; Гелвер Б. Школы мистерий. В сб.: Аум.
Синтез мистических учений Запада и Востока, вып. 1-2, М.,
Терра, 1990; Никитин А. Тамплиеры в Москве. Серия очерков:
Наука и религия NN 4/1992 - 7/1993.
С козлоподобными божествами у римского престола вообще были
проблемы. Кроме греческого Пана и палестинского Азазела имелся еще
кельтский Кернунн и другие языческие божества, украшенные копытами и
рогами. Продолжали отмечаться языческие праздники, хотя и прикрытые
христианским флером. Народ (включая и крестьян, и рыцарей) продолжал
заниматься магией или по крайней мере верить в нее. И церковь наконец
решила дать им бой.
Первых ведьм начали казнить уже в XI веке. Майские и
ноябрьские праздники пробуждения и засыпания природы (1 мая и 1
ноября) превратились в ночи шабашей. Евреев как носителей
диавольского знания казнили, изгоняли или в лучшем случае
запирали в гетто в течение всей осени эры Рыб (XI - XVI в.) и
даже позже.
Все прежние языческие божества