в конце концов приведших к
Великой схизме 1054 г., говорить не будем, потому что это не предмет
наших лекций. Хотя у многих философов Средневековья есть мысли,
немаловажные и с точки зрения эзотерики, эти тончайшие волокна
души, по словам о. П. Флоренского, просто невозможно разобрать в
кратком курсе: нас торопит история.
В 1095 г. на церковном соборе в Клермоне Папа Урбан II призвал
всех королей, сеньоров, рыцарей и простой народ взяться за оружие и
отвоевать христианские святыни, находящиеся в руках язычников: Те,
кто здесь горестны и бедны, будут там счастливы и богаты. В 1099 г.
войска крестоносцев вторглись в Палестину и 17 июля взяли Иерусалим.
В политическом плане эта попытка овладеть Востоком, как
известно, не дала Западу ничего: ровно двести лет спустя последние
рыцари были изгнаны из Святой Земли сарацинами (арабами). Однако для
развития культуры Запада это знакомство с Востоком дало очень много.
Считается даже, что именно крестовые походы положили начало эпохе
Возрождения.
Рыцари привозили с собой во Францию, Германию, Англию более или
менее смутные сведения о науке и мистике неверных, а нередко и
самих носителей этих сведений (в качестве пленников); представления о
родных эльфах и гномах, о целительных свойствах друидского бальзама
и страшной силе женского проклятия, не столько поколебленные, сколько
дополненные верой в чудотворную силу христианской молитвы и святых
мощей (вспомните о расширении арсенала шаманизма после
христианизации), перемешались со слухами о восточной магии и
оргиастических культах, о демонах и вампирах, о тайных обществах
губителей добрых христиан и кознях Аримана-Диавола.
И древние легенды обрели новую силу. Мистическая чаша друидов
превратилась в Священный Грааль (лат. Graalis или Graale,
англ.-нем.-фрц. Graal или Gral) - чудесный сосуд, из которого Иисус
вкушал Свою последнюю трапезу (по другой версии - сосуд, в который
Иосиф Аримафейский собрал капли крови Христовой). Множество рыцарей
отправлялись, по выражению Марка Твена, граалить, т.е. разыскивать
эту чашу, которая считалась целебной реликвией.
Именно в эпоху Крестовых походов (1185, первая известная
запись легенды о Граале) эта легенда стала особенно актуальной:
где же и храниться этой чаше, как не в Святой Земле? Считается,
что рыцари и в самом деле привезли эту чашу, но скрыли ее на
священной горе Монсальват и образовали Орден рыцарей Грааля для
защиты всех угнетенных и слабых. Однако им было запрещено
говорить, кто они: открыв свое имя, они теряли волшебную силу и
должны были возвращаться в Монсальват. Таков сюжет Лоэнгрина
Рихарда Вагнера.
Место расположения этой горы широко варьируется - от
горы Montserrat в Испании до Шамбалы на Востоке. Позже -
Еловая гора (лат. Mons Abiegnus) розенкрейцеров, их
мистическая родина и хранилище документов.
Лит.: Король Артур и его рыцари Круглого Стола. По Г.
Гильберту и Дж. Ноульсу. СПб., изд. Э. Гранстрема, 1901; Stern,
W., Dr., lic. theol. Herkunft der Graal-Legende. Bad-Salzungen
1903; Лазарев Е. Вселенская святыня. Наука и религия N 4/1993.
См. тж.: Андреев Д. Песнь о Монсальвате. Вестник теософии, N
1/1992.
Орден рыцарей Грааля очевидно легендарен: никаких документальных
свидетельств о его существовании нет. Зато свидетельств о
существовании других орденов более чем достаточно, тем более, что
большинство из них существует и поныне.
Рыцарские и монашеские ордена, которых насчитывается более двух
десятков, были созданы в эпоху Крестовых походов для защиты
христианских святынь и миссий, для оказания помощи раненым и больным,
для просветительской и исследовательской работы. Они получали
благословение папы и со временем, как правило, становились
влиятельными организациями, обладавшими значительной собственностью и
связями во всех вновь возникавших европейских государствах.
Изучением восточного эзотеризма занимались среди них лишь
немногие, а с гибелью ордена храмовников (тамплиеров) они и вовсе
перестали этим заниматься, по крайней мере открыто, предоставив эту
деятельность нецерковным организациям.
ХРАМОВНИКИ (тамплиеры, от лат. templum - храм):
Templarii sive fratres militiae templi - духовный рыцарский
орден, возникший в ходе крестовых походов, осн. Гуго Пайенским и
Готфридом Сент-Онорским для охраны пилигримов, следующих к