сущность (ведь она была!) в конце концов
восстановится в первоначальной чистоте.
Этот постулат, расширенный до понимания обязательного
Спасения всех, называется апокатастасис (греч. восстановление
как воскресение всех и вся).
Крупнейшей фигурой среди отцов церкви того времени,
безусловно, является Блаженный Августин, путем долгого поиска
нашедший в христианских догматах, а точнее, вложивший в них тот
глубокий смысл, которым, как с тех пор считается, они обладали
изначально.
Бл. Августин (Aurelius Augustinus, 354-430). Сын римлянина и
христианки, он сначала был манихеем, потом увлекся греческой
философией (скептики, неоплатоники). В 32 года принял крещение,
в 41 стал епископом Гиппонским.
Для нас особенно интересны два его постулата: о Граде Божием и о
Спасении.
Два Града созданы двумя видами любви, а именно: земной -
любовью к себе вплоть до пренебрежения Богом, Небесный - любовью к
Богу вплоть до забвения себя (О Граде Божием). Град Земной - это
сообщество обычных людей, неверующих или даже верующих, но больных,
т.е. обремененных грехами и суетой. Град Небесный - это сообщество
праведных, незримая истинная Церковь.
Это - не только начало богословского представления о Церкви
торжествующей (христианский эгрегор) и Церкви воинствующей
(живущие христиане), это и начало эзотерического христианства,
цель которого сродни цели буддизма Махаяны: путь к Спасению
открыт для всех, все экзотерики могут стать эзотериками, и для
Спасения всей Земли лучше, чтобы они ими стали.
Правда, собственный опыт говорил Августину, что одних только
человеческих сил, т.е. веры и горячего желания, для Спасения
недостаточно. Лишь божественная благодать способна вылечить больную
душу. Чтобы обрести ее (или, пользуясь термином каббалистов, узреть
Шехину - см. лекцию 8), нужно стремиться познать Бога, а для этого
надо в первую очередь познать самого себя:
Не стремись к внешнему, возвратись в себя самого: истина
обитает внутри человека (Августин. Об истинной религии). Таков
путь к мистическому озарению, которое Августин однажды пережил
сам (Столяров А.А. Аврелий Августин. Жизнь, учение и его судьбы.
В: Аврелий Августин. Исповедь. М., 1991).
В своих рассуждениях Августин, как мы видим, использовал
положения неоплатоников, но на таком высоком уровне, что церковные
иерархи так и не решились исключить его из числа своих мудрецов
(как и р. Акибу, см. лекцию 8).
Однако в целом увлечение неоплатонизмом дальше известной
границы, как писал А.Ф. Лосев, всегда приводило монотеистические
построения Средневековья либо к существенной деформации, либо к
катастрофе. Вот почему исторически неоплатонизм в средние века, а
затем в период возрождения оказывался передовой теорией, для которой
любая монотеистическая концепция - Библия, Коран, Талмуд - всегда
оставалась наивной, детской фантазией или простонародным суеверием
(Лосев А.Ф. Неоплатонизм. В: Филос. энцикл., т. 4, М., 1967).
К V в. (очередное соединение Нептун-Плутон) христианство
окончательно встало на ноги. Оно объединяло людей многих
национальностей, но евреев среди христиан уже не было. Сложился
новозаветный канон - четыре Евангелия, 21 Послание и по одному
образцу Деяний и Апокалипсиса. Было изобретено новое летоисчисление -
от Рождества Христова.
Хотя и здесь не обошлось без недоразумений. Вычисляя дату
Рождества, монах Дионисий (525) ошибся по крайней мере лет на
шесть: Иисус родился в правление Ирода Великого, а тот умер - по
новому летоисчислению - в 4 г. до нашей эры. Что же касается
даты Пасхи, т.е. смерти и воскресения Иисуса, то ее установить
вообще невозможно (см., напр., Климишин И.А. Календарь и
хронология. М., 1985). Впрочем, для нас это не имеет значения.
Христианство повсеместно стало государственной религией. Исчез
гностицизм как самостоятельное религиозно-философское течение, хотя
его идеи продолжали жить, время от времени проявляясь в средневековых
ересях. В VI в. платонизм был признан язычеством, Платоновская
Академия была закрыта, однако и его идеи продолжали жить, проникнув
не только в европейскую, но и в иудейскую, а потом и в мусульманскую
философию.
О триумфальном шествии христианства по окраинам Европы с V по
X век (лето эры Рыб) мы уже говорили. О догматических различиях
между Восточной и Западной церковью,