Het Monster

История эзотерических учений - лекции

Считается даже, что эту свою идею христиане у

них и заимствовали, но нам с вами ясно, что речь здесь идет не

столько о заимствовании, сколько об интуитивном открытии одних и тех

же закономерностей устройства мiра.

Однако если ипостаси неоплатонической триады - это

безличные сущности, философские категории, в каковом качестве

мы их и рассматривали, то ...ипостаси христианской Троицы - не

только и не столько диалектические категории, сколько лица,

личности (prosopa) - Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли.

В: Культура Византии, т. 1, М., Наука, 1984, - в таком

персонифицированном виде эти категории были понятнее простым

людям, какими были первые христиане.

Из всех направлений философской мысли того времени именно

(нео)платонизм обладал наиболее высокоразвитым понятийным и

категориальным аппаратом, поэтому первые христианские философы

испытали на себе значительное его влияние.

Классическим и наиболее эзотеричным из философов-неоплатоников

(не христиан) следует считать Ямвлиха (Iamblichos, 280-330),

провозгласившим догмат всеобщего согласия тайноведцев всех времен и

народов:

Все восточные и греческие мудрецы, маги и прорицатели,

поэты и философы, считал Ямвлих, во все времена возвещали одну и

ту же неизменную и непогрешимую доктрину, которую надо только

понять и истолковать правильно, чтобы убедиться в ее единстве...

Чем мы с вами, собственно, и занимаемся.

Ямвлих комментировал Платона в эзотерическом духе, чем оказал

большое влияние на развитие оккультизма и повлиял на Пико делла

Мирандола, христианских каббалистов и других западных эзотериков

эпохи Возрождения, живших тысячу лет спустя. При этом он отмечал

разницу не только между эзотеризмом и религией, но и между

эзотеризмом и философией: об эзотеризме надо мыслить эзотерически,

о философии - по-философски. Эзотеризм (теургия - theourgia, греч.

богодействие) был для него выше философии.

Самого Ямвлиха, естественно, тоже провозгласили

тайноведцем и чудотворцем. Каждый неоплатоник стремился стать

не только мыслителем, но и теургом, т.е., как сказали бы теперь,

белым магом. Теория была неразрывно связана с практикой. Тот

же Ямвлих занимался астрологией, магией, гаданием и практикой

экстатического восхождения в сверхчувственные сферы, то есть тем

же, чем и другие учители-эзотерики всех времен и народов.

В этой связи можно упомянуть исихастов, йогическую секту

православных христиан, возникшую примерно в то же время (IV в.)

и обосновавшуюся на Афоне. Исихазм (Hesichasm, от греч.

`hsycheia - внутренняя тишина) был мистическим течением,

начавшим с медитативной практики и завершившимся (к XIV в.)

разработкой вполне эзотерического учения о пути человека к

единению с Богом через сосредоточение сознания в себе самом

(Григорий Палама, 1296-1360).

Философы-христиане, как уже указывалось, тоже не могли не

пользоваться этим эзотерическим багажом. Так, искренно уверовавший во

Христа Ориген (185-253), гениальный эзотерик, не смог преодолеть

противоречия между узостью раннехристианских догматов и широтой

позднеплатонического мышления - и решил отказаться от последнего,

поддавшись магии креста. Поэтому церковники долго раздумывали,

еретик он или нет, но все же в VI веке исключили его из числа

авторитетных отцов церкви.

Однако Ориген успел все же сформулировать ряд положений, не

только повторяющих уже известные нам космологические и иные

представления, но и позволяющих осмыслить их по-новому. Так,

Ориген признавал существование не только нашего уникального

мiра, но бесконечного множества мiров, сводя тем самым

страшноватый вопрос о конце света в целом к вопросу об

исчезновении всего лишь одного из этих мiров, к тому же

наверняка не самого важного. Многим ли отличается этот постулат

Оригена от наших сегодняшних взглядов?

Подробный анализ философии Оригена - предмет истории

философии, а не наших занятий. Упомянем, однако, еще один его

постулат, о добре и зле. Зло - не самостоятельная сила, а всего

лишь недостаток добра в каком-то определенном месте и времени

(ошибка технологии, нарушение космического равновесия). Отсюда

простое и ясное понимание Спасения как восстановления

нарушенного равновесия. А раз так, значит, и Диавол спасется,

ибо его светлая