Знание.
ЙАЛДАВАОФ (от евр. YELED - ребенок, потомок): тень
истинного Бога, порождение Плеромы, Демиург, местный бог
человечества, творец нашего неудачного мiра, столь же
несовершенного, как и он сам, к чему Саваоф не имеет отношения.
Он же Агносия, Незнание. Но в сотворение человека вмешиваются
силы Плеромы, и Первочеловек получает частицу подлинной
Божественной субстанции (ср. у зороастрийцев, лекция 5).
Несовершенство Демиурга объяснялось, среди прочего,
его андрогинностью, т.е. недифференцированностью на ян и
инь, на мужское и женское начало, на добро и зло. Поэтому
позже христианским философам пришлось переосмыслить само
понятие андрогинности: ведь незнание добра и зла - это
состояние Адама и Евы до грехопадения, атрибут
божественности, позже утраченный ими (и здесь христианство
смыкается с буддизмом, в котором Все-безразличие, т.е.
отказ от суждения о добре и зле, есть высшая ступень
приближения к Абсолюту, а также со зрванизмом - см. лекцию
5). Поэтому в христ. философии андрогинность души - символ
непричастности человека к вопросам пола, целостности и
догреховного состояния. Преодоление ложного аспекта
андрогинности достигается при помощи духовного брака,
т.е. посвящения.
Брак - это символ союза. Но союз (завет) может
быть заключен не только между людьми, но и между
человеком и Богом. Отсюда - понятие духовного брака,
Ветхий и Новый Завет, образ Церкви как невесты
Христовой и т.д.
Одной из таких сект были ВАЛЕНТИНИАНЕ. Начав как христиане с
неоплатоническим уклоном, они скоро превратились в школу наподобие
Пифагоровой, где непосвященным преподавались начатки христианской
веры, а посвященным - учение о Саваофе и Йалдаваофе.
Валентин (лат. Valentinus, 110-175): иудей из Александрии,
философ, основатель гностич. секты. Предположит. автор
Послания к Регину (о воскресении), Евангелия Истины.
Человек, учили валентиниане, состоит из тела, души и ума. Тело -
от земли, душа - от сформированного (plasma), ум - от созданного:
ср. Мiр реального, Мiр творения, Мiр творчества в Каббале. Человек
получил это от Бога (Мiр эманаций). Отсюда три вида людей: духовные
(у них есть все три составляющие), душевные (только две) и плотские
(одна).
Духовное: мужское Афродита Урания
Душевное: женское Афродита Пандемос
Плотское: мужеженское Афродита/Афродитон
Но это в теории. На практике же они занимались целительством и
астрологией, изготовлением талисманов, амулетов и пр. абракадабры.
Не следует думать, что абракадабра - понятие ругательное. В
те времена так назывался амулет, помогающий от лихорадки.
Название восх. к имени демона Абраксаса, которого и заклинали
таким образом, чтобы он отпустил больного (ср. лекцию 7).
Чем талисман отличается от амулета? Талисман - это фигурка
или иное изображение божества (вуду, аку-аку и пр.), амулет -
фигурка с надписью или одна только надпись (или символ): у
евреев - мезуза (бумажка с текстом из Торы), у христиан -
украшения с символами креста, сердечка и якоря (вера, любовь и
надежда), со знаками Зодиака, буквами алфавита и т.п.
Подобно валентинианам, ОФИТЫ различали высшего и низшего Бога,
Саваофа и Йалдаваофа, и поклонялись первому, но в образе Змея (греч.
`o ophis - змея) как символа высшей мудрости, Софии. Поэтому и Иисус
христиан был для офитов всего лишь в очередной раз воплотившимся
Змеем, Вечным Посвященным, все той же божественной монадой. Отсюда
- офический символ змея на Т-образном кресте и живые змеи,
участвовавшие в их мистериях.
Таких сект было великое множество. Поэтому первые церковные
философы (отцы церкви) занимались главным образом апологетикой, то
есть выработкой принципов христианской религиозной философии и их
защитой против этих ересей. Однако их уже подстерегала новая
опасность, надвинувшаяся с другой стороны.
Христианство хорошо легло на платоническую философию:
НЕОПЛАТОНИКАМ (Плотин и др.) импонировала идея о триипостасной
сущности верховного Бога, в которой они видели платоновский
треугольник (см. лекцию 9), включающий En, Единое как способ
нейтрализации бинера.