христианства, эзотеризм которого еще только начал
складываться, - два основных направления эзотерической мысли:
плюралистическое, рассматривавшее христианство как одно из многих
учений о мiре и человеке, в чем-то лучше, а в чем-то и хуже прочих, и
монистическое, считавшее христианство важнейшим из этих учений,
однако требующим целого ряда дополнений и поправок.
Первое связано с философской мистикой неоплатонизма, этим
последним взлетом античной мысли, второе - с религиозной мистикой
гностицизма. Слово мистика в данном случае не означает ничего кроме
ощущения некоей тайны и попытки раскрыть эту тайну.
Начнем со второго как более раннего по времени возникновения.
Во II в. н.э. в Александрии и иных местах Египта жили христиане,
греки и копты, не без оснований считавшие, что учение Иисуса,
изложенное в те времена лишь в кратких и маловразумительных логиях
(ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет... -
М. Булгаков), требует разъяснений и комментариев.
Основателем Александрийской православной церкви счит. ап.
Марк (II в.), а Коптской - Патриарх Диоскор (V в.). Обе
существуют и поныне. Первая долгое время (ок. 1000 лет) была
монофелитской (от mono + thelhma, единая [Божественная] воля
Христа, не оставлявшая места человеческой), вторая и до сих пор
- монофизитская (от mono + physis, единая [Божественная]
природа Христа, подчинившая себе человеческую). Русская
Православная церковь в этом плане является диофелитской и
диофизитской, т.е. признает равноправие Божественного и
человеческого начала в Иисусе Христе.
Этот пример показывает, что христианское учение в то
время еще далеко не устоялось даже на уровне
институционализированных церквей, число которых продолжало
увеличиваться еще долго.
Но нас интересуют не сами эти церкви, хотя их воззрения тоже
достаточно любопытны (это - предмет истории религий), а те группы или
секты, которые даже им казались неортодоксальными. Пожалуй, мы уже
можем утверждать, что догматическая неортодоксальность есть важнейший
признак эзотеризма.
Такие секты имелись и в самой Александрии, и в провинции
(Хенобоскион, он же Наг-Хаммади). Их называют ГНОСТИКАМИ.
Как пишет Александр Арнольдович Столяров, ученик А.Ф. Лосева,
Неустоявшийся характер [христианского] учения и поиски своего места
в культурном мiре неизбежно порождали массу уклонений, ибо развитие
шло в нескольких направлениях. Искушение сразу же воспользоваться
богатейшим набором мифологических и философских средств вызвало к
жизни целую группу течений, объединенных идеей спасительного Знания
(Столяров А.А. Тертуллиан. Эпоха - жизнь - учение. В: Тертуллиан.
Избранные соч. М., 1994).
Гностики искали (и думали, что нашли) Истину. Основой ее они
считали Гносис (греч. Gnwsis - знание, ср. gnwri se auton): тайное
знание о Боге, мiре и подлинной духовной природе человека, открытое
пророками и сохраняемое эзотерической традицией. Обладание подобным
знанием, удостоиться которого могли лишь избранные, само по себе
ведет к Спасению.
Зло в мiре считалось возникшим изначально, в результате
ошибки технологии. Уничтожение его происходит лишь постепенно,
в ходе мiрового процесса восстановления планировавшейся гармонии
(гомеостаз), ускорить который помогают пророки и божественные
посланники. Путь к Спасению лежит через приобретение Гносиса.
Бог скрыт и непознаваем: Не дерзай говорить слова о Нем...
(Поучения Силуана. Ср. пифагорейское: в перстне изображений не
носи). Но это - верховный, истинный Бог. Он невидим ни первым, ни
вторым зрением (третьим глазом). Большинство же людей поклоняются
неистинному Богу, образ которого то и дело маячит у них перед
глазами. Между тем это - всего лишь производное истинного Бога, отец
не мiра, но лжи этого мiра (майи), то есть Диавол (хотя для гностиков
Диавол был не Ариманом - отцом зла, а всего лишь неудачником, жертвой
собственных заблуждений). Отсюда подразделение, превращающее
гностические учения из монистических в дуалистические:
САВАОФ: истинный и непознаваемый Бог, общий бог Космоса,
порождающий Плерому - полноту духовности, состоящую из
соединенных попарно эонов (духовных сущностей - ср. Хронос
Агераос, он же Зрван!). Последний из эонов - Пистис София,
Первичность Веры, порождающая Йалдаваофа, она же Хохма, она же
Гносис -