в этом мiре элементарные
составляющие (рассеку еще пополам...), но и служило символом многих
вещей и понятий, став в конечном итоге таким же архетипом, как уже
упоминавшиеся нами Овен и Рыбы, Сатурн и Венера или Хохма и Бина.
Так, понятие единства, тождества, равенства, причину
единодушия, единочувствия, всецелости, то, из-за чего все вещи
остаются самими собой, пифагорейцы называют Единицей; Единица
эта присутствует во всем, что состоит из частей, она соединяет
эти части и сообщает им единодушие, ибо причастна к
первопричине. А понятия различия, неравенства, всего, что
делимо, изменчиво и бывает то одним, то другим, они называют
Двоицею; такова природа Двоицы и во всем, что состоит из частей
(Порфирий).
Еще одним средством познания мiра грекам, как и евреям, служил
алфавит (что не удивительно, ибо у них греки его и переняли). Цифры
обозначались буквами, из значений букв складывалось значение всего
слова и т.д. Все это нам уже знакомо: эти представления и поныне
составляют основу нумерологии.
Мiр гармоничен, учили пифагорейцы, все небо есть гармония и
число. Они открыли математическое соотношение музыкальных интервалов
(кварта, квинта и т.п.) и связали их со стихиями, геометрическими
телами и планетными сферами, которых насчитывали десять.
Так сложилось понятие гармонии сфер (слова-то опять
греческие): пифагорейцы считали, что каждая планетная сфера
издает свою музыкальную ноту, в результате чего получается
мiровая музыка (музыка сфер). Считалось, что услышать ее могут
лишь посвященные, а чувство гармонии в человеке, его
индивидуальная нота есть отражение ее космического прототипа.
Подробнее об этом см., напр: Холл, Мэнли П.
Энциклопедическое изложение масонской, герметической,
каббалистической и розенкрейцеровской символической
философии. Новосибирск, 1992.
Этим соотношением в последующие века интересовались и
интересуются очень многие, от Иоганна Кеплера (1571-1630) до
нашего современника Олега Никанкина (Астролог N 5/1994),
стремясь то уточнить планетные расстояния путем расчета звуковых
частот гаммы, то создать музыкальную астрологию путем привязки
элементов гороскопа к нотам, интервалам и другим музыкальным
понятиям, то разработать систему астрологической музыки (найти
для каждого человека свой аккорд или мелодию (ср. Карлхайнц
Штокхаузен и его двенадцать пьес для каждого из зодиакальных
архетипов)...
Пифагорейцы, кстати, лечили музыкой: ...песнями,
напевами и лирной игрой он /Пифагор/ унимал и душевные
недуги и телесные (Порфирий).
В 1772 году, через сто пятьдесят лет после смерти Кеплера,
немецкий астроном Иоганн-Эрнст Боде на основе своих наблюдений и
расчетов сформулировал закон планетных расстояний, согласно
которому расстояние каждой следующей планеты от Солнца
увеличивается в определенной пропорции. Эта пропорция,
естественно, не совпадала с пифагорейской (т.к. они считали в
геоцентрической системе), но очень ее напоминала. С современными
же данными о планетных расстояниях она коррелирует довольно
точно.
Чем объясняется сходство или, точнее, подобие планетных
расстояний и музыкальных интервалов, мы уже знаем...
Космос был для пифагорейцев единым живым существом (Платон,
Тимей), Солнце же, считали они, есть живой огонь и главная движущая
сила Космоса (стоик Клеанф, III в. до н.э.). Стоики Хрисипп и
Посидоний (II-I вв. до н.э.) учили, что Космос одушевлен и
рационален, и что человеческая душа имеет в нем частичку
(Ван-дер-Варден Б. Рождение астрономии. М., Наука, 1991). Душа
человека тоже приходит из Космоса и возвращается туда после смерти
тела, чтобы возродиться снова (перевоплотиться): эти странствия
необходимы душе, чтобы постепенно достичь совершенства.
Перевоплощение (реинкарнация) называлось у греков
метемпсихозом (греч. meta-em-psychosis). Считалось, что сам
Пифагор помнил свои прежние воплощения.
Кроме того, у греков было первичное представление об
астральном теле и даже двойнике: они называли его образом
жизни (to eidolon tis aionos - идол Эонов /!/): В то время,
как тела всех людей подвластны смерти, - писал поэт-пифагореец
Пиндар, этот образ остается живым, поскольку он один исходит